Классный час "толерантность - путь к миру". Что такое толерантная личность? Толерантная личность и критерии ее определения

Говоря о толерантности как о понятии, мы подразумеваем, что носителем этой характеристики является человек. Какого человека мы можем называть толерантным? Толерантную личность можно рассматривать с трех позиций:

1. Человек и его внутренний мир. Аутотолерантность - характеристика человека, который может познавать и признавать свое «Я» (позиции, взгляды, мировоззрение), принимать себя таким, какой есть, анализировать свои слова и поступки, делать выводы из своих ошибок. Но ни в коем случае нельзя отождествлять аутотолерантность с отсутствием критики к себе и своим действиям.

2. Человек - человек. Принятие своего партнера по общению, определение тактики поведения и диалога с ним вне зависимости от его цвета кожи, религиозных взглядов, социального статуса. Здесь важно учесть, что толерантное общение не предполагает растворения в партнере и отсутствия собственных ценностных установок. Толерантное общение - это «быть с другими и сохранять свое «Я»!

3. Человек - группа. Являясь представителем определенной группы (например, афро - американцем), человек не оценивает всех остальных людей с точки зрения принадлежности к его национальности (т.е. с точки зрения принадлежности другого к его группе), а выстраивает отношения с другими людьми, исходя из позиции, что все мы люди вне зависимости не от чего.

Билет № 18

1) Толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания - важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека. В психологии искреннее сопереживание эмоциональному состоянию другого, способность разделить его ощущения и настроения, обозначается термином "эмпатия".

Когда мы говорим о толерантной личности, то не имеем в виду отказ от собственных взглядов, ценностных ориентаций и идеалов, толерантность не должна сводиться к индеферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. Толерантность предполагает, с одной стороны, устойчивость как способность человека реализовать свои личные позиции, а с другой - гибкость как способность с уважением относиться к позициям и ценностям других людей.

2) Внутренний (субъективный) мир - психическая реальность, организованное содержание человеческой психики, потребностно-эмоционально-информационная субстанция, вся сознательная духовная жизнь человека, источник его духовной энергии.

Внутренний (духовный) мир человека - это создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.
Структура духовного мира человека
Познание - потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни - формирует интеллект человека, т. е. совокупность умственных способностей, прежде всего, способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.
Эмоции - субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд, презрение и т. д.).
Чувства - эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют чётко выраженный предметный характер (нравственные: дружба, любовь, патриотизм и др.; эстетические: отвращение, восторг, тоска и др.; интеллектуальные: любопытство, сомнение, любознательность и др.).
Мировоззрение - система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире. Оно обусловливает направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.
Составной частью в структуре духовного мира личности является мировоззрение.
Мировоззрение не только определяет общую направленность личности, её целеустремленность, придавая стойкость и твердость характеру, оно сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.



3)Аутотолерантность - характеристика человека, который может познавать и признавать свое «Я» (позиции, взгляды, мировоззрение), принимать себя таким, какой есть, анализировать свои слова и поступки, делать выводы из своих ошибок. Но, ни в коем случае, нельзя отождествлять аутотолерантность с отсутствием критики к себе и своим действиям;

Аутотолерантность как социально-психологическое явление представляет собой малоизученное понятие в психологии. Мы полагаем, что аутотолерантность может выступать как толерантность к себе самому, подразумевающая уважительное, принимающее отношение к своей личности, своему образу «Я», своему поведению.
Мы считаем, что наличие аутотолерантности у человека является важным элементом в структуре личности. Его эффективность будет проявляться в случае необходимости преодоления страха, который управляет человеком, подчиняет поведение. Срабатывание аутотолерантности у человека важно при появлении страха одиночества, брошенности.

Аутотолерантность как толерантное отношение к себе, то есть уважительное отношение к своему образу "Я", к своим способностям и умениям, позволяет преодолевать неуверенность, страх достижений успехов.

Билет 19

1) Человек - это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, или - точнее - субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. Будучи высшей ступенью развития живых организмов на Земле, он по своей природе представляет собой единство социальных и природных качеств, получивших отражение в определении человека как целостной многосложной биосоциальной (биопсихосоциальной) системы.

Основой знаний о человеке является то, что человек - не тело, человек - сознание, то есть, способная к осознанию себя, обладающая памятью и умом живая энергия.

Человек - человек. Принятие своего партнера по общению, определение тактики поведения и диалога с ним вне зависимости от его цвета кожи, религиозных взглядов, социального статуса. Здесь важно учесть, что толерантное общение не предполагает растворения в партнере и отсутствия собственных ценностных установок.

2) Главное в технике понимания – это ориентация субъекта общения на внутреннюю систему ценностей, оценок, мотивов и проблем самого партнера, а не на свою собственную: он знает себя, свои потребности, свою жизненную ситуацию и проблемы лучше нас. Кроме этого, открытое общение с человеком будет происходить только тогда, когда мы способны создать доверительные взаимоотношения (климат, атмосферу, психологический контакт). Существенными условиями для создания такого климата доверия являются следующие установки субъекта общения на взаимодействие с партнером:

На понимающее неоценочное реагирование на мысли, чувства, представления и высказывания партнера;

На положительное принятие личности собеседника;

На согласованность (конгруэнтность) собственного поведения при взаимодействии с ним.

Эти установки выступают основными психологическими механизмами, реализующими ориентацию субъекта общения на понимание, на внутреннюю систему отсчета собеседника.

3) Толерантность человека - это принятие своего партнера по общению, определение тактики поведения и диалога с ним вне зависимости от его цвета кожи, религиозных взглядов, социального статуса. Здесь важно учесть, что толерантное общение не предполагает растворения в партнере и отсутствия собственных ценностных установок. Толерантное общение - это «быть с другими и сохранять свое «Я»!

Билет№20

1) Мир и согласие, общественная стабильность в Казахстане – важнейшие достижения политики президента РК Н.А.Назарбаева, справедливо заслужившего благодарность не только нашего народа, но и международное признание. Уже первые шаги суверенного государства, закрытие Семипалатинского полигона и отказ от ядерного оружия задали высокий моральный стандарт глобальной политики, проводимой как внутри страны, так и за рубежом. Что же помогло республике, где проживают более140 нац-й сохранить межнациональный мир и вместе стать на путь построения демократии суверенного и независимого государства? И здесь перед нами вновь возникает пример эффективного формирования политики толерантности в процессе укрепления демократизации и непосредственно сама личность президента РК, фигура которого бесспорно является символом единства народов РК. В осуществлении политического курса Н.А.Назарбаев особое значение имеет межнациональное согласие, мир и стабильность. Данные ключевые понятия красной нитью пронизывают политическое кредо Назарбаева. Сохранение межэтнической стабильности является основой гос. политики и необходимым условием дальнейшего перспективного развития суверенногои независимого К-на. Значительная роль в процессе национального согласия и межэтнической толерантности принадлежит Ассамблее народов К-на, созданнойуказом президента РК 1 марта 1995года.

2) Толерантное отношение предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантное отношение является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы, готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением понятий "толерантность" и "толерантная личность". Необходимо развивать такие ее составляющие, как эмпатия, доверие, воображение, сочувствие, сопереживание, понимание сути "инакости", отличности от других.

Билет №21

1) Нурсултан Абишевич Назарбаев родился 6 июля 1940 года в селе Чемолган Каскеленского района Алма-Атинской области Казахской ССР (сейчас - село Шамалган Карасайского района , ), расположенном в предгорье Заилийского Алатау в Семиречье.До шести лет Назарбаев жил на ферме Шубарат в урочище Ушконыр - там располагалось родовое угодье Назарбая. Затем он стал ходить в Чемолгане в казахскую среднюю школу имени Фурманова(теперь - имени Карасай батыра ). В чемолганской школе закрыли 10 класс, поэтому Назарбаев заканчивал обучение в школе имени Абая в районном центре - городе Каскелене, где жил в интернате вместе с одноклассниками. По некоторым сведениям, по окончании школы Назарбаев не смог поступить в Казахский государственный университет, но был зачислен выездной приемной комиссией в Киевский институт инженеров гражданской авиации. Однако родители, или даже совет аксакалов, запретили ему ехать на Украину , , .В 1958 году Назарбаев покинул дом и перебрался в город Темиртау Карагандинской области - на территорию Среднего жуза. Туда он направился по комсомольской путевке на строительство Карагандинского металлургического комбината, став разнорабочим строительного управления "Доменстpой" треста "Казметаллургстрой" , , , . В 1960 году Назарбаев вернулся в Темиртау и до 1969 года работал чугунщиком разливочных машин, горновым доменной печи, диспетчером, газовщиком и старшим газовщиком доменного цеха на Карагандинском металлургическом комбинате , , , . В 1962 году Назарбаев женился на Саре Алпысовне Кунакаевой, работавшей на том же комбинате то ли нормировщицей, то ли буфетчицей в столовой. В 1969 году Назарбаев возглавил отдел промышленности горкома КПСС в Темиртау, в том же году перешел на работу освобожденного первого секретаря Темиртауского городского комитета ВЛКСМ, а в 1971 году там же стал вторым секретарем городского комитета КПСС. По мнению экспертов, партийный взлет Назарбаева начался после того, как в середине 1970-х годов Карагандинскую область посетил первый секретарь коммунистической партии Казахстана Динмухамед Ахмедович Кунаев и взял его под свое покровительство , . В 1977 году Назарбаев стал секретарем, уже через несколько месяцев - вторым секретарем Карагандинского областного комитета партии. А в декабре 1979 года он был назначен секретарем Центрального комитета коммунистической партии Казахстана (КПК), пропустив несколько ступеней партийной иерархии - должности первого секретаря обкома и заведующего профильным отделом ЦК КПК. В марте 1984 года Назарбаев возглавил Совет министров Казахской ССР.Наконец в июне 1989 года Назарбаев занял должность первого секретаря ЦК КПК, а в 1990 году стал еще и членом Политбюро ЦК КПСС . Одновременно с февраля 1990 года он являлся председателем Верховного совета Казахской ССР, в апреле 1990 года на одной из сессий республиканского парламента был избран президентом Казахской ССР. В июле 1991 года Горбачев, Борис Ельцин и Назарбаев договорились, что в новом Союзе Суверенных Государств (ССГ), который должен был прийти на смену Советскому Союзу, президентом союза должен был остаться Горбачев, президентом России - Ельцин, а пост премьер-министра ССГ должен был достаться Назарбаеву. По некоторым сведениям, еще в начале 1991 года Горбачев собирался назначить Назарбаева премьер-министром СССР, но передумал, так как тот слишком явно стремился занять эту должность , , . В августе 1991 года Назарбаев не поддержал ГКЧ.1 декабря 1991 года Назарбаев победил на первых всенародных выборах президента Казахстана, прошедших на безальтернативной основе, получив 98,7 процента голосов избирателей.

2 ) Первый президент Республики Казахстан (Нурсултан Абишевич Назарбаев) имеет особое положение, закрепленое в конституции и законодательстве страны.

Пункт 5 статьи 42 конституции Казахстана определяет условие, что один человек не может быть избран президентом более 2-х раз подряд, делая при этом исключение для первого президента.

Пункт 4 статьи 46 конституции Казахстана оговаривается особое положение Первого президента Республики Казахстан (Нурсултана Назарбаева), его статус и полномочия определяются не только конституцией, но и отдельным конституционным законом.

Согласно этому закону, Первый президент обладает полной, безусловной и бессрочной неприкосновенностью за все действия, совершенные им во время нахождения в должности. Он также до конца жизни сохраняет статус государственного деятеля, право обращения к народу Казахстана, охрану, связь, транспорт, государственное обеспечение деятельности, а также в его собственность переходит служебная квартира и дача, с государственным обеспечением их обслуживания; отдельно оговаривается медицинское, санаторное, пенсионное обеспечение и страхование. В честь Первого президента учреждаются государственный орден и государственная премия, создаются фонд, личная библиотека и архив.

3) В результате реализации собственной модели обеспечения межэтнического, межконфессионального согласия и толерантности, патриотизма народа Казахстана достигнуты внутриполитическая стабильность и устойчивый социально-экономический рост страны.Приверженность общепризнанным принципам международного сотрудничества, отказ от оружия массового поражения, шаги по углублению интеграционных процессов способствовали высокому авторитету нашей страны в мировом сообществе.Историческая миссия по построению суверенного Казахстана, что была многовековой мечтой наших предков, исполнена Первым Президентом – Лидером Нации Н. А. Назарбаевым, который был единодушно избран 1 декабря 1991 года Главой государства.Под руководством Президента республики осуществлены широкомасштабные экономические, политические и социальные реформы.Как основатель казахстанской государственности, Первый Президент Казахстана Н. А. Назарбаев внес существенный вклад в процесс консолидации народа, укрепление мира и согласия, а также в определение верного внешнеполитического курса страны, выступив автором глобальных и региональных инициатив, заслуживших общественное признание и уважение всего международного сообщества. Казахстан системно и последовательно стремится к достижению и соблюдению международных стандартов в области прав человека.В республике сформирована и эффективно действует система защиты человека и гражданина. Ратифицированы базовые международные договоры, определяющие их фундаментальные права и свободы.Конституцией гарантировано равенство прав человека и гражданина независимо от происхождения, социального положения, расы, национальности, языка, отношения к религии.Главными общественными ценностями государства являются внутриполитическая стабильность и единство народа Казахстана.Казахстану удалось избежать социальных и этнических конфликтов.В Казахстане создаются благоприятные условия для развития институтов гражданского общества и местного самоуправления, продолжается поэтапное совершенствование правовых основ функционирования политических партий, общественных объединений.В стране всемерно поддерживается идеология казахстанского патриотизма. Казахстанцы по праву гордятся достижениями своей страны, ее богатейшими историческими традициями, дружбой и сплоченностью многоэтнического народа. Уникальным институтом представительства интересов полиэтнического населения страны выступает Ассамблея народа Казахстана, деятельность которой направлена на формирование казахстанской идентичности путем консолидации этносов республики на основе гражданской и духовно-культурной общности.

Билет №22

1) Казахстан в течение 20 лет своей независимости показал мировому сообществу пример просвещенного и толерантного государства, где в согласии живут представители различных национальностей и вероисповеданий. Мир и согласие между народами, которые говорят на разных языках и исповедуют различные верования, были предопределены. И в этом, несомненно, большая заслуга Президента страны Нурсултана Абишевича Назарбаева. В трудные 90-е годы, во времена развала Советского Союза, политической дестабилизации, разрушения всех прежних связей и тяжёлой экономической ситуации на всём постсоветском пространстве, примечательно обращение Главы государства к народу Казахстана: “В этот крайне ответственный для страны час призываю вас к сохранению спокойствия и выдержке. Сейчас это особенно необходимо, поскольку любое эмоциональное, непродуманное действие со стороны каждого из нас может стать началом тяжелейших социальных потрясений. Я обращаюсь ко всем гражданам, представителям всех наций и народностей, населяющих нашу многонациональную страну. В эти дни мы должны в полной мере опереться на накопленный веками опыт дружбы между народами, который всегда был для нас основой единства и взаимопонимания”.
В книге Нурсултана Абишевича Назарбаева “В потоке истории” есть такие слова: “Мы строим полиэтническое государство с равными правами и возможностями для всех”. Здесь Президент страны выступает как гарант Конституции, несет ответственность перед всем народом Казахстана, перед всеми 130 национальностями и народностями.
По инициативе первого Президента Республики Казахстан 1 марта 1995 года была создана Ассамблея народа Казахстана. В октябре 2008 года был принят Закон “Об Ассамблее народа Казахстана”. Документ обозначил политическое признание и роль этого института в укреплении мира и согласия, обеспечив нормативно-правовое регулирование его деятельности, единство институциональной вертикали в центре и на местах.
В обеспечении гармоничного и поступательного развития государства огромную роль играет грамотная, выверенная и деликатная языковая политика Нурсултана Абишевича Назарбаева, изначально провозгласившего курс на возрождение и развитие государственного языка при поддержке русского и других языков этносов страны без какой-либо дискриминации.
Сохранение межэтнического мира и согласия зависит не только от присущей для казахстанского общества толерантности, грамотной и стратегически выверенной национальной политики власти. Залогом успеха является сильная социальная политика государства. В очередном Послании Президента страны народу Казахстана “Построим будущее вместе!” ярко и чётко обозначены позиции новой социальной политики, главной целью которой является благосостояние народа.
Признавая наши достижения, ООН в своём докладе в 2009 году включила Казахстан в категорию стран с высоким уровнем человеческого потенциала. Это неоспоримое свидетельство нашего возросшего благосостояния. За десятилетие обладателями жилья стали 350 тысяч семей - это примерно 1,2 млн человек.
Эти инициативы и направления социальной политики Казахстана способствовали рождению уникального феномена - модели общественной стабильности и межнационального согласия, формирования казахстанской идентичности и общеказахстанского патриотизма, созданной за время независимости. Казахстанским ноу-хау назвал Президент страны данную модель. Позитивный опыт Казахстана и его лидера стал одним из ключевых факторов избрания нашей страны на ответственный и почетный пост председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в 2010 году.

2) С момента обретения независимости Казахстан последовательно проводит политику по консолидации этнических групп, стремясь к формированию понятия – единый народ Казахстана. Курс на сохранение гражданского мира и внутриполитической стабильности общества, создание эффективных механизмов регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений позволил превратить Казахстан в одну из динамично развивающихся демократических стран мира.
В процессе построения свободного демократического общества и укрепления правового государства Президент страны Нурсултан Назарбаев выступил гарантом соблюдения прав и свобод всех граждан, придавая большое значение межэтническому и межконфессиональному взаимодействию. За годы независимости в стране сформирована уникальная модель толерантности. Государство уважает и развивает лучшие традиции ислама, христианства и других традиционных мировых религий. Сохраняются и развиваются многовековые традиции, язык и культура казахского народа. При этом обеспечивается межэтническое и межкультурное согласие. Вспоминаются слова, сказанные Президентом Нурсултаном Назарбаевым на VII сессии Ассамблеи народа Казахстана: «Казахстан мы с вами создали, давайте создадим теперь казахстанцев – патриотов нашей родины. Это и будет та культурная общность, которая есть основа государственной независимости».

Билет №23

1) Руководство страны давно работает над тем, чтобы ничто не нарушало межконфессионального согласия казахстанцев, давшегося нам очень непросто. Главная заслуга в этом принадлежит первому Президенту республики Нурсултану Назарбаеву. Его инициативы в этом вопросе касаются не только Казахстана, но и всего мира. Подтверждением этих слов служит проведение в Астане съездов лидеров мировых и традиционных религий под председательством самого Главы государства. Там обсуждаются вопросы свободы вероисповедания, роли религиозных лидеров в укреплении международной безопасности и объединении усилий мировых религий для мирного решения конфликтов.
Первый съезд состоялся 23-24 сентября 2003 года. Тогда, впервые в истории лидеры мировых и традиционных религий собрались вместе и приняли совместные документы. На форуме были представлены все ветви христианства, включая православие, католицизм, протестантство, а также главные центры исламской мысли и представители суннизма и шиизма, иудаизма, крупные азиатские религии. Этот съезд стал существенным вкладом в глобальный процесс межцивилизационного и межкультурного диалога. Он отразил усилия мирового сообщества по преодолению кризиса цивилизаций и построению толерантного, стабильного мира. Встреча за одним столом лидеров мировых конфессий стала мощным орудием против нападок на религии и дискредитации отдельных религиозных учений, а успешное проведение форума принесло зримые политические дивиденды Казахстану и способствовало повышению его позитивного имиджа на международной арене как государства, приверженного активной миролюбивой политике.
Второй съезд состоялся 12-13 сентября 2006 года. Он проходил в новом, специально построенном для этого случая Дворце мира и согласия. Тогда в столицу Казахстана съехались уже 25 религиозных лидеров. Из них 7 представителей ислама, 7 – христианства, 4 – буддизма, 2 – иудаизма, а также по одному представителю от синтоизма, даосизма, индуизма плюс руководители двух международных религиозных организаций и 14 почетных гостей из 26 стран Европы, Америки, Азии, Африки и Ближнего Востока. Тогда же в Астану впервые приехали делегации из Ливии, Таиланда, Армении и Южной Кореи, а также главы других международных религиозных организаций из США и Швейцарии.
И, наконец, Третий съезд имел место 1-2 июля 2009 года. В нем принимали участие уже 77 делегаций из 35 стран Европы, Азии, Ближнего Востока и Америки. Главной темой этого форума стала роль духовных лидеров – пастырей различных религий, на которых в эти сложные времена возлагается особая надежда в построении мира, основанного на толерантности, взаимном уважении и сотрудничестве. Также новым аспектом здесь было создание секционных заседаний по обсуждению острых проблем, связанных с обеспечением мира, согласия и диалога на планете.
Сама идея проведения этих форумов стала подтверждением стремления республики проводить конструктивный диалог с целью поиска совместного ответа мировых религий на новые, нестандартные угрозы и вызовы современности. Например, недавно Нурсултан Назарбаев беседовал с митрополитом Астанайским и Казахстанским Александром о деятельности православной церкви в республике и о подготовке к проведению IV Съезда лидеров мировых и традиционных религий. «Духовная стабильность Казахстана зиждется на двух столпах – традиционном исламе и православии», - говорил тогда Нурсултан Назарбаев. Нурсултан Назарбаев отметил, что ценит миротворческую деятельность Русской православной церкви и ее инициативное участие в диалоге между государством и религиозными объединениями.
Сегодня в Казахстане накоплен богатый, исторически бесценный опыт мирного сосуществования разных культур и цивилизаций, который способствует формированию сходных ценностных ориентаций у большинства населения страны, созданию толерантной атмосферы межэтнического и межконфессионального согласия и взаимо­уважения. Именно поэтому Глава нашего государства всегда подчеркивает, что этнокультурное и конфессиональное многообразие Казахстана – это огромное богатство, общее достояние всего нашего общества, дающее казахстанцам возможность обмена с другими народами ценными культурными достижениями. И этот процесс, конечно, можно только приветствовать.

2) Что касается сохранения и дальнейшего развития казахской культуры, то представляется необходимым повышать популярность культурных казахских традиций, используя коммерческий подход. Имеется ввиду, то, что этот вопрос должны взять под свой контроль представители культурной элиты страны, начиная с элементарного - с подачи традиций, ритуалов и обычаев казахского народа в красивой упаковке, профессионально и красиво оформленной, культурологами, модельерами, представителями шоу-бизнеса и другими. В этом, нам следует брать пример с Японии или Южной Кореи, которые взяли на вооружение только западные технологии и оставили свои культурные маркеры.

3) Гарантом межнационального согласия в нашей республике является первый президент страны Нурсултан Назарбаев – в этом уверены участники проходящей в эти дни в южной столице международной конференции «Межкультурные взаимоотношения в Казахстане в процессе глобализации». По словам докладчиков, глава государства неоднократно подчеркивал, что своей основной задачей считает обеспечение общественной стабильности и межнационального согласия. И с этой задачей он успешно справляется. Мир и стабильность в государстве – важнейшие достижения его политики, получившей высокую оценку как в Казахстане, так и на мировой политической арене. Эксперты отмечают, что за 20 лет своей независимости Казахстан продемонстрировал миру наличие действенной стратегии достижения межнационального согласия, основанной на принципе единства в многообразии. Политика президента в этой сфере нацелена не только на возрождение культуры народов республики, но в первую очередь на ведение неустанного диалога, выстраивание добрых отношений между всеми этническими и конфессиональными группами страны. «Сохранение гражданского мира – это стратегическая задача Ассамблеи народа Казахстана, всех государственных органов, партий, общественных объединений, средств массовой информации, лично каждого казахстанца», – написал Нурсултан Назарбаев в своем труде «Единство через многообразие», давшем теоретическое обоснование концептуальных принципов национальной политики страны.

В работе конференции, проходящей в алматинском Доме дружбы, принимают участие представители администрации президента Казахстана, министерств, неправительственных организаций, научных структур, отечественные и зарубежные ученые и эксперты. Работа конференции идет по четырем секциям: развитие межкультурного диалога в условиях глобализации; взаимное проникновение культур в полиэтничном Казахстане; сохранение культурного разнообразия в РК как фактор успешного развития страны; воспитание молодежи в полиэтничном обществе.

Билет№24

1 )Президентом нашей страны Н.Назарбаевым как главой государства и политиком, в полной мере осознающим возросшую роль религии в обществе, была выдвинута инициатива проведения форума мировых и традиционных религий в столице Республики Казахстан - г.Астане. Ранее лишь представители ведущих религий и конфессий выступали в качестве организаторов подобных мероприятий. Одними из таких мероприятий, направленных на установление межконфессионального диалога, были состоявшиеся в итальянском городе Ассизи в октябре 1986 и в январе 2002 гг. встречи представителей религий и конфессий мира.

По замыслу Президента Казахстана диалог между лидерами мировых и традиционных религий, построенный на основе общих аспектов и точных сведений друг о друге, открывает широкие перспективы для взаимного сотрудничества и способствует преодолению таких негативных проявлений нашего времени, как насилие, фанатизм, экстремизм и терроризм. Диалог религий как концептуальная идея I Cъезда и средство разрешения споров был противопоставлен методам насилия и террора в межконфессиональных и межнациональных отношениях.

Цель I Cъезда заключалась в поиске общечеловеческих ориентиров в мировых и традиционных формах религий, создании постоянно действующего международного межконфессионального института для осуществления диалога религий и принятия согласованных решений.

Между участниками Форума состоялся открытый обмен мнениями о роли религии в современном мире и общечеловеческом характере основных моральных ценностей любой религии. Были подняты проблемы, связанные с выявлением причин конфликтов на религиозной почве, на необходимости совершенствования межрелигиозной гармонии, взаимного уважения друг к другу, умении учиться на традициях других народов.

На I Съезде был сделан решительный шаг на пути укрепления согласия и установления конструктивного диалога между цивилизациями, конфессиями, странами и народами. Было отмечено, что межрелигиозный диалог является одним из ключевых способов общественного развития и улучшения благосостояния всех народов.

По итогам Съезда делегаты пришли к мнению, что диалог религий должен быть углубленным и строиться на умении вести дискуссии. Были подняты проблемы, связанные с выявлением причин конфликтов на религиозной почве, на необходимости совершенствования межрелигиозной гармонии, взаимного уважения друг к другу, умении учиться на традициях других народов.

Форум, ставший неординарным и запоминающимся событием, вновь продемонстрировал актуальность и необходимость воплощения идеи сотрудничества и единения представителей различных религий во имя мирной и достойной жизни людей всего мира. Идею Съезда поддержали такие влиятельные политики мира как К.Аннан, Дж.Буш, М.Тэтчер, Цзянь Цземинь, Н.Манделла, Ж.д"Эстен, М.Горбачев и другие.

По итогам форума была принята Декларация, в которой духовные лидеры заявили о совместных действиях по обеспечению мира и прогресса для человечества и обеспечения стабильности в обществах, как основы гармоничного мира в будущем.

2) Желание развивать подобный диалог высказала и еврейская община Казахстана, чей лидер Александр Машкевич избран в марте 2002 года главой Евроазиатского еврейского конгресса (ЕАЕК). Основной постулат сторонников диалога гласит: надо отделять исламских экстремистов, составляющих, по их мнению, не более 1-2% от мусульманского населения земли, от всех остальных. В случае налаживания диалога с умеренными мусульманскими политиками и бизнесменами, считают они, экстремисты будут изолированы и исчезнут. Это весьма актуально как для Центральной Азии, так, кстати, и для России, уже испытавшей на себе давление экстремистского ислама.Первой ласточкой намечающегося диалога стал визит в республику Главного сефардского раввина Израиля Элиягу Бакши-Дорона, встретившегося с верховным муфтием Казахстана.В октябре 2002 года в Алма-Ате и Астане прошла конференция раввинов, плавно трансформировавшаяся в учредительный съезд Евроазиатского совета раввинов. Ее участники также общались со своими мусульманскими коллегами из Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК). Итогом общения стало подписание совместного меморандума. В его тексте заявлено, что между исламом и иудаизмом нет принципиальных противоречий, осуждается терроризм и содержится призыв к продолжению контактов между иудеями и мусульманами на всех уровнях.Следующим этапом диалога стала прошедшая в той же Алма-Ате 13-14 февраля этого года первая Международная конференция "Мир и солидарность". В ней приняли участие главы государств и правительств, общественные и политические деятели, главы религиозных общин более чем из 20 стран, в их числе президенты Киргизии и Таджикистана, а также представители правительств и неправительственных организаций из Турции, Афганистана, Азербайджана, более 70 руководителей еврейских организаций из США, Израиля, России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе и представители практически всех крупнейших американских и российских еврейских организаций, которые обычно крайне трудно усадить за один стол. Приветствие участникам форума прислали президенты США, Украины, Турции, премьер-министр Израиля, группа сенаторов США.Еще одной функцией конференции стало "прощупывание" представителями транснациональных корпораций ситуации в Центральной Азии. В кулуарах еврейские и не только еврейские бизнесмены откровенно говорили, что большой бизнес устал от непредсказуемости стран Персидского залива и предпочел бы инвестировать средства в экономику Казахстана.Участники конференции приняли итоговую декларацию "К миру и стабильности". "Признавая право каждого свободно следовать своим религиозным убеждениям и высоко оценивая вклад, внесенный религиозными лидерами в дело поддержания мира и стабильности", участники конференции одновременно отвергают использование религии террористическими и сепаратистскими движениями и группами в качестве предлога для достижения своих целей и обязуются совместно работать во имя мира и безопасности.В качестве основы для диалога предлагается использовать общие для всех религий ценности, сходные взгляды на проблемы добра и зла, справедливости и равенства людей. Для продвижения диалога был учрежден постоянный Форум мира и стабильности.Сенсацией стало подписание совместного меморандума ЕАЕК и Духовного Управления мусульман Казахстана, в котором осуждается терроризм и подчеркивается, что между иудаизмом и исламом нет принципиальных противоречий и приверженцы обеих религий рассматривают друг друга как партнеров по совместному поиску духовных начал в нашем мире. В меморандуме также выражается надежда, что начатый диалог продолжится и обретет новое качество в рамках единого авраамического мировосприятия.По единодушному мнению участников форума, ряда представителей СМИ и аналитиков, в мире появился новый авторитетный форум, который уже может рассматриваться в качестве инструмента в решении международных проблем не только в региональном, но и в глобальном масштабе. Первое положительное следствие форума и усилий по налаживанию еврейско-мусульманского диалога уже налицо: 19 февраля духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи распорядился освободить из тюрьмы пятерых иранских евреев, ложно обвиненных в шпионаже в пользу Израиля.Впереди съезд представителей всех мировых религий, который планирует провести в Казахстане Нурсултан Назарбаев.

Билет № 25

1) Первая Международная конференция «Мир и солидарность»

Учреждение постоянного Форума мира и стабильности для продвижения диалога

В отличие от иудео-христианского диалога иудео-мусульманский диалог долгое время казался чем-то фантастическим. Хотя, собственно говоря, сами по себе ислам и иудаизм чрезвычайно близки. Если ревностные приверженцы ортодоксального иудаизма и ставят под сомнение христианскую приверженность монотеизму, ссылаясь на догмат о Троице, то в монотеизме мусульман у евреев никаких сомнений никогда не возникало. Поэтому иудею теоретически позволено даже молиться в мечети.

Однако проведению нормального диалога мешала крайняя неуступчивость мусульман. Ведь практически до сих пор большинство ведущих мусульманских теологов в принципе не признавали возможности межрелигиозного диалога ислама с какой-либо конфессией. Кроме того, ближневосточный конфликт и поднимающаяся в последние десятилетия в мусульманских странах волна агрессивного исламизма и антисемитизма в принципе лишали подобный диалог каких-либо перспектив.

Известно, однако, что любая полезная инициатива рано или поздно пробивает себе путь. Нужны лишь подходящие условия. В данном случае - наличие переговорной площадки и ответственных переговорщиков с мусульманской стороны.

Сначала обнаружилась необходимая площадка. На эту роль идеально подошел Казахстан. По словам Нурсултана Назарбаева, в стране за последнее десятилетие построено 1500 новых мечетей, открыто 170 православных приходов, 1000 молитвенных домов и 20 синагог, а строящаяся в новой казахской столице Астане синагога станет крупнейшей в СНГ. Это свидетельствует о том, что с момента получения Казахстаном независимости правящая там бывшая советская номенклатура во главе с президентом старается учитывать многоконфессиональный и многонациональный характер страны. Учитывает она и опасность появления радикальных исламистов, потому и не стремится сделать какую-то одну религию основной. Среди мусульманского духовенства страны преобладают люди с весьма умеренными позициями.

2) Участники Международной конференции в Алматы, которая состоялась сегодня, 13 февраля учредили “Форум мира и стабильности”, сообщает корреспондент KZ-today.

“Учреждая форум мира и стабильности, тем самым мы с вами закладываем фундамент для создания механизма постоянного диалога во имя стабильности, безопасности и мира в 21 веке”, - сказал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в ходе конференции.

Он отметил, что “реалии нового века требуют новых подходов к осмыслению новых принципов решения возникающих проблем”.

Как стало известно KZ-today в ходе работы конференции, постоянно действующая структура форума будет находиться в Алматы. Форум планируется проводить в Алматы регулярно один раз в 1-2 года. Регламент проведения форума пока не определен.

В международной конференция мира и согласия приняли участие президенты Казахстана Нурсултан Назарбаев, Кыргызстана Аскар Акаев, Таджикистана Эмомали Рахмонов, государственный министр Турции Мехмет Айдын, советник президента Афганистана Яхия Маруфи, министр иностранных дел Азербайджана Вилаят Гулиев, а также ведущие религиозные деятели - представители иудейских организаций США, Австралии, Новой Зеландии и представители различных мировых конфессий.

3) Межконфессиональный мир, мирное межэтническое взаимодействие, баланс между традицией и инновацией, в том числе, в социокультурной среде, являются важными факторами построения гражданского общества и сохранения государственности.Политика в сфере межконфессиональных отношений, проводимая Республикой Казахстан, строится с учетом того факта, что развитие казахстанской государственности происходит в контексте глобальных процессов современности.По инициативе Президента РК Н.А.Назарбаева 23-24 сентября 2003 года в Астане состоялся первый Съезд лидеров мировых и традиционных религий.В работе первого межрелигиозного форума приняли участие наиболее авторитетные представители ислама, христианства, иудаизма, синтоизма, индуизма, буддизма.В качестве почетных гостей в работе форума приняли участие известные политики, такие как Министр юстиции - спецпредставитель Короля Саудовской Аравии А.Аль Аш-Шейх, Министр вакуфов - спецпредставитель Президента Египта М.Закзук, экс-Премьер-Министр Японии Ц.Хата, специальный представитель Генерального Секретаря ООН В.Сотиров.Безусловным успехом реализации инициативы Казахстана по проведению межконфессионального форума стали представительный состав и высокий уровень участников Съезда.

Впервые в истории собрались вместе руководители мировых и традиционных религий и приняли совместные документы. Были представлены все ветви христианства, включая православие, католицизм, протестантство, главные центры исламской мысли и представители суннизма и шиизма, иудаизма, крупные азиатские религии.

Съезд стал существенным вкладом в глобальный процесс межцивилизационного и межкультурного диалога. Форум отразил усилия мирового сообщества по преодолению кризиса цивилизаций и конфликтов на основе культурных и религиозных различий, и построению толерантного, стабильного мира, достижению устойчивого развития.

Царившая в форуме атмосфера взаимопонимания и толерантности, корректные выступления участников без взаимных нападок и обвинений, доброжелательность и искренняя заинтересованность религиозных деятелей в проведении диалога свидетельствовали о признании ими важности межконфессионального диалога для устойчивого развития мирового сообщества.

Встреча за одним столом лидеров мировых конфессий явилась мощным орудием против нападок на религии и дискредитации отдельных религиозных учений. Съезд еще раз продемонстрировал, что идея сотрудничества во имя будущего, мирной и достойной жизни людей разных религий и национальностей не имеет альтернативы. Огромное значение имело единодушное мнение участников съезда о том, что многообразие религиозных убеждений и исповеданий должно вести не к взаимному подозрению, дискриминации и унижению, а к взаимовосприятию и гармонии, демонстрирующей уникальность каждой религии и культуры.

Успешное проведение форума принесло зримые политические дивиденды Казахстану, способствовало повышению позитивного его имиджа на международной арене как государства, приверженного активной миролюбивой политике. Форум продемонстрировал эффективность казахстанской модели межконфессионального и межэтнического согласия.

Билет № 26

1) Ассамблея Народа Казахстана – важный элемент политической системы Казахстана

В настоящее время Ассамблея имеет в своем составе 350 членов, рабочим органом Ассамблеи является Секретариат, структурно входящий в состав Администрации Президента РК. Необходимо отметить, что Ассамблея в своей работе тесно взаимодействует с малыми ассамблеями, которые созданы во всех областных центрах и в городах Астане и Алматы.

За годы своей деятельности Ассамблея обсудила важные вопросы социально-политической жизни общества, связанные с дальнейшим экономическим и политическим реформированием казахстанского общества. Новые перспективы развития национальной политики открылись с принятием Стратегии Ассамблеи народов Казахстана, закрепленной Указом Президента Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года № 856. Принятие Стратегии Ас­самблеи народов Казахстана - это проявление зрелости Ас­самблеи, выход на новые рубежи развития.

Со времени образования Ассамблеи народов Казахстана проведено 11 сессий Ассамблеи, на которых обсуждены важные вопросы социально-политической жизни общества, связанные с дальнейшим экономическим и политическим реформированием казахстанского общества:

I учредительная сессия (март 1995 года) - "За мир и согласие в нашем общем доме";

II сессия (июнь 1995 года) - "Осмысление пройденного и дальнейшее демократическое реформирование общества";

III сессия (апрель 1996 года) - "Общественное согласие - основа демократического развития Казахстана";

IV сессия (июнь 1997 года) - "Историческая память, национальное согласие и демократические реформы - гражданский выбор народа Казахстана";

V сессия (январь 1999 года) - "Национальное согласие - основа стабильности и развития Казахстана";

VI сессия (декабрь 1999 года) - "В дружбе и согласии в XXI век".

VII сессия (декабрь 2000 года) - "Духовное культурное развитие народа - основа укрепления государственной независимости Казахстана";

VIII сессия (октябрь 2001 года) - "10 лет Независимости: мир, прогресс и общественное согласие".

IX сессия - "Стратегия развития Ассамблеи народов Казахстана: национальное согласие, безопасность, гражданский мир"

X сессия (декабрь 2003года) - "Казахстанская модель межэтнического согласия: опыт, практика и перспективы"

XI сессия (ноябрь 2005 года) - "Десять лет мира, межнационального согласия и созидания"

Как видно из тематики сессий, дружба и межнациональное согласие, единство народов Казахстана - основа основ национальной политики нашего государства, необходимое условие ста­бильности общества. Сессии Ассамблеи - своеобразные вехи становления суверенного Казахстана, по ним можно изучать историю.

Появление на исторической арене Ассамблеи еще более активизировался процесс возрождения духовности народов, их национальных культур. Именно Ассамблея отразила глубинную суть казахстанского об­щества - взаимопонимание людей разных национальностей. Особенно теперь, когда реальным содержанием наполнился суверенитет Казахстана, наш опыт представляет огромную ценность для дальнейшего укрепления государства. Сегодня Ассамблея как уникальный институт достижения межнацио­нального согласия состоялась, своей деятельностью в под­держку курса реформ проникает во все слои общества и становится его основой.

Сегодня Ассамблея народов Казахстана – это десятки общественных объединений, представляющих все этносы и национальные группы, проживающие в республике, это сотни проведенных конференций, “круглых столов”,фестивалей, конкурсов, благотворительных мероприятий, образовательных программ. На сегодня Ассамблеей прой­ден этап становления, она превратилась в авторитетный инсти­тут, играющий значительную роль в общественной жизни страны. В своей деятельности она опирается более чем на 470 республи­канских, региональных, областных, городских и районных национально-культурных объединений

Ассамблея способствовала укреплению суверенитета государства, интеграции в мировое сообщество, укреплению имиджа Казахстана на международной арене. Не менее важна роль Ассамблеи в процессе демократи­ческих преобразований, в вопросах развития культурных тради­ций казахстанского народа, решении вопросов языковой политики и других актуальных аспектах урегулирования межэтнических отношений в нашей стране и за рубежом. Казахстан стал общим домом для всех проживающих в нем наций и народностей и проводит курс на построение государственности, основанной на идее согражданства и равных условий для развития культур и эт­носов. Каждому этносу предоставлены возможность развивать свою национальную культуры, язык, избираться и быть избран­ным в органы власти, пользоваться всеми правами и свободами, гарантированными Конституцией.

Возрос международный авторитет Ассамблеи. По опыту Казахстана аналогичные общественные структуры созданы в ряде стран СНГ. Казахстанский опыт с большим вниманием изучает мировое сообщество. За рубежом проведены круп­ные международные конференции по широкому аспекту про­блем в сфере межнациональных отношений. Казахстанский опыт получил высокую оценку международных экспертов в Вене, Локарно, Санкт-Петербурге, Таллине и Алматы.

2) История возникновения и развития Ассамблеи Народа Казахстана (АНК)

Ассамблея народа Казахстана была образована в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 1 марта 1995 года как консультативно-совещательный орган при Главе государства.

Идея создания Ассамблеи народа Казахстана была впервые высказана Президентом страны Н.А.Назарбаевым в 1992 году, на Первом Форуме народов Казахстана, посвященном первой годовщине Независимости.

3) Цели и задачи Ассамблеи, структура и организация работы, основные направления деятельности определены в Положении об Ассамблее народа Казахстана и Стратегии Ассамблеи, утвержденных Указом Президента Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года № 856.

Выработка предложений по проведению государственной политики, способствующей развитию дружественных отношений между представителями этносов, проживающими на территории Казахстана, содействие их духовно-культурному возрождению и развитию на основе соблюдения принципа равноправия;

Первый Президент Республики Казахстан является пожизненным Председателем Ассамблеи. Председатель Ассамблеи определяет и утверждает основные направления деятельности Ассамблеи. Председатель Ассамблеи имеет двух заместителей. Заместители Председателя Ассамблеи назначаются на основании рекомендации Совета Ассамблеи актами Президента Республики Казахстан.

Сессии Ассамблеи созываются Председателем Ассамблеи. Дата, место проведения и предполагаемая повестка дня сессии Ассамблеи объявляются за месяц до начала ее работы. Сессия созывается не реже одного раза в год. Внеочередная сессия Ассамблеи созывается Председателем Ассамблеи по собственной инициативе или по просьбе не менее одной трети от общего числа членов Ассамблеи и проводится в месячный срок со дня принятия решения.

Состав Ассамблеи формируется из числа представителей государственных органов, этнокультурных и других общественных объединений, а также иных лиц с учетом их авторитета в обществе, общественно-политической активности. В настоящее время Ассамблея имеет в своем составе 350 членов.

Рабочим органом Ассамблеи является Секретариат, входящий в состав Администрации Президента РК.

Цель и задачи АНК

Цели и Задачи

равенство прав и свобод граждан республики, независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам;

всестороннее развитие национальных культур, языков и традиций народов Казахстана;

расширения интеграционных связей с международными организациями;

формирование казахстанской идентичности путём консолидации этносов Казахстана;

формирование и распространение идей духовного единства, укрепление и сохранение дружбы народов и межнационального согласия;

Деятельность Ассамблеи направлена на решение следующих задач:

Содействие сохранению в республике межнационального и межконфессионального согласия, стабильности в обществе;

Выработка предложений по проведению государственной политики, способствующей развитию дружественных отношений между представителями национальностей, проживающими на территории Казахстана, содействие их духовно-культурному возрождению и развитию на основе соблюдения принципа равноправия;

Формирование политической культуры граждан, опирающейся на цивилизованные и демократические нормы;

Обеспечение учета многообразных национальных интересов в проводимой государством национальной политике;

Поиск компромиссов для разрешения возникающих в обществе социальных противоречий.

Билет № 27

Закон «Об Ассамблее народа Казахстана»

Закон "Об Ассамблее народа Казахстана"

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. В современном обществе (особенно западом) пропагандируется толерантность, как проявление цивилизованности и культуры личности ( ?).

Хорошо бы еще разобраться, что это такое. А еще, всегда ли нужно вести себя толерантно?

Давайте посмотрим.

Значение слова толерантность

В латинском языке слово tolerantia означает «терпение». Чего проще? Одна из наивысших добродетелей действительно может считаться признаком цивилизованного современного человека — терпимость . Однако слову толерантность Википедия придает несколько значений. Толерантность, например:

  1. в социологии – это терпимость к другому миропониманию, традициям, правилам поведения. Отдельно отмечается, что принятие, понимание, терпимое отношение к чужим привычкам и мировоззрению не означает равнодушия либо изменения своих собственных принципов. Это признание за другими людьми права жить по своим собственным убеждениям;
  2. в медицине – состояние иммунитета человека, при котором защитный механизм не может вырабатывать антитела, противостоящие какому-то антигену. Абсолютная толерантность – это смерть. Вдумайтесь, эта медицинская трактовка вполне быть отнесена к нашему обществу (особенно сегодняшнему европейскому);
  3. в экологии – способность любых организмов адаптироваться к изменяющимся факторам среды;
  4. в наркологии, фармакологии, иммунологии – привыкание;
  5. в технических науках – разница между предельно допустимыми значениями, задаваемая для характеристик и параметров деталей.

Наши современники применяют этот термин в измененном виде даже в качестве оскорбления (заканчивается на «...аст» и «...ла»), как знак неуважения за излишнюю терпимость. Многие ученые мужи оставляют за собой право осуждать и оценивать чужие убеждения, привычки, которые отличны от их собственных и считают, что это толерантность.

Тут нужно разделить на общее и частное . Например, я могу толерантно относиться к человеку, совершившему или какой-то еще не поддерживаемый в обществе акт. Это частное. Я могу его по-человечески пожалеть, посочувствовать, понять.

Но я не могу толерантно относиться к самой сути преступления (я его должен осуждать). Это общее. Тут я имею право осуждать, быть нетерпимым, высказывать свое мнение. И никакие проникновенные речи о толерантности мне не вправе заткнуть рот. Преступник может быть достоит сожаления (вспомните Юрия Деточкина), но само преступление — нет.

В этом плане меня умиляет попытка через толерантность пропихнуть в умы людей мысль, что нельзя говорить плохо, например, о половых отклонениях. Чушь. Я могу терпимо и даже хорошо относиться к тому, у кого эти отклонения есть. Но у меня есть право оспаривать, выражать свое мнение и даже осуждать саму идею популяризации отклонений.

Определение толерантности простыми словами

Моральные нормы поведения, определяющиеся терпимостью людей, принятие принципов, веры, традиций, ощущений других, как их неотъемлемое право.

Основное в толерантности – признавать право и свободу открыто выражать свои взгляды.

То есть, быть толерантным — это испытывать нормальные человеческие чувства и положительно относиться ко всему, кроме попирания моральных и общечеловеческих устоев.

Интересно, что в 1995 году была зачитана и принята Декларация, излагающая основные принципы толерантности. В документе сказано, что толерантность это:

  1. отказ от агрессии;
  2. терпение;
  3. спокойное восприятие мира;
  4. философская оценка жизненных принципов и проявлений характера других людей.

Так можно сказать об этом определении простыми словами. Звучит, правда, как ответ на вопрос: «Что значит быть человеком?», согласитесь. Не согласны? Тогда мы вас убедим.

Что входит в понятие «толерантный»

Толерантного человека с уверенностью можно считать наиболее человечным потому, что он:

  1. терпимый и сострадательный;
  2. милосердный и прощающий;
  3. воспринимающий недостатки окружающих ();
  4. уважающий чужие права и свободы;
  5. желающий взаимодействовать;
  6. поддерживающий принципы партнерства и равности отношений.

Искренняя приверженность этим факторам дает полную картину идеального человека. Это доказывает важность наличия толерантности в характере людей. Главное тут не перебарщивать и не использовать это как оружие, затыкающие рты инакомыслящим, на осуждение и даже обсуждение некоторых тем.

Еще раз подчеркну, что толерантное отношение приветствуется по отношению к конкретным людям, но нельзя навязывать терпимость к самим идеям , которые эти люди продвигают. Это ваше право оспаривать мировоззрения, научные догмы, даже религиозные взгляды и многое другое. Спор — это работа иммунной системы, которая помогает родить истину (победить вирус).

Иначе толерантность становится универсальным оружием в руках тех, кто его используется. Может доходить до , как наглядно показано в этом видеоролике:

Толерантность — это понятие многогранное

Применение термина в различных сферах деятельности, науки и жизни настолько обширно, что его детальной классификацией необходимо заниматься отдельно. Здесь мы отметим, что различают несколько категорий этого понятия, например:

  1. педагогическая;
  2. врачебная;
  3. научная;
  4. политическая;
  5. управленческая и другие категории.

Кроме того, распространены типы, виды, подтипы и подвиды. В психологии , например, толерантность бывает следующих видов :

  1. Естественная – , и доверчивость, характерная поведению маленького человечка;
  2. Моральная — развивающаяся у мудрых самодостаточных людей. Они терпимы к окружающим;
  3. . Не путать с моральной. Этот вид показывает, насколько человек доверяет другим. Люди, обладающие таким видом терпимости, стремятся принимать взгляды и ценности другого. Такие люди не реагируют на скандалы и стрессы;
  4. Этническая, предполагающая терпеливое отношение к обычаям, культуре и образу жизни, принятых у других народностей. Такие люди могут сколько угодно долго жить в чужеродном культурном пространстве.

Каждый из этих видов делится на подвиды в зависимости от того, как человек относится к:

  1. обстоятельствам и их участникам;
  2. людям по разным признакам (типологический подвид);
  3. сотрудникам и сослуживцам (профессиональный подвид);
  4. ко всему в общем (собирательная).

По результатам указанных подвидов анализируется, насколько человек толерантный.

Интолерантность (нетерпимость) и как ее распознать

В своем стремлении достичь терпимости люди порой упускают из виду, что не обладают нравственной толерантностью , требующей принять и простить чужие взгляды. Усилием воли они заставляют себя принимать чужие убеждения, которые не могут терпеть. Это происходит на уровне моральных ценностей, которые подавляются насилием над собственной личностью и сопровождаются стрессом.

Такое состояние не может долго продолжаться. Порой человек не выдерживает напряжения и срывается – поступает абсолютно не толерантно. Он резко высказывает свое мнение, как единственно правильное, отвергая мнение других. Если такое происходит с вами – вы можете считать себя интолерантным.

Подобное происходит повсюду, мы видим, как люди не принимают ничьих доводов, насаждают свою точку зрения и не слышат оппонентов.

Как распознать толерантного или интолерантного человека

Личности, которым присущи эти противоположные черты, обладают рядом особенностей характера. Чтобы понять, толерантен человек либо интолерантен, обратите внимание на следующие признаки:

  1. Чувство юмора. Умение посмеяться над собственными недостатками – это самая очевидная особенность толерантности;
  2. Реализация себя. Целеустремленность и открытость, способность откликаться на просьбы о помощи. Интолерантные личности не сопереживают, не знают чего хотят и не стремятся развиваться;
  3. . Интолеранты обвиняют весь мир, а себя восхваляют, приписывая себе всякие достоинства (почти );
  4. Трезвая оценка себя. Терпимый индивид точно знает свои недостатки и хочет от них избавиться;
  5. Чувство безопасности. Открытость позволяет терпимым людям чувствовать себя защищенными в обществе. Нетерпимые личности везде видят угрозу;
  6. . Поиск причины и резона во всем отличает толерантного человека, он не боится отвечать за свои и даже за чужие слова, поступки;
  7. Демократичность. Выслушать и остаться при своем. Толерантные люди не станут убеждать любой ценой. Нетерпимые по природе диктаторы, подчиняющие окружающих своему мировоззрению.

Всегда ли нужно вести себя толерантно

Все мы в той или иной степени сталкивались с проявлением нетерпимости в своей жизни, оно и понятно, ибо понятие толерантности для нас – это нечто новое и пришло к нам с «просвещенного запада». У нас в обществе терпимость считалась проявлением мягкотелости.

Многие путают толерантность с прощением и милосердием в религии. Однако отцы церкви не приемлют терпимость к любой точке зрения, считают ее угрозой моральным устоям. А принятие чужой культуры порицают, как опасность.

В семьях, обществе, политике других современных государств (особенно европейских) мы видим яркие примеры превращения толерантности во вседозволенность . В итоге то, что еще десять лет назад казалось невероятным, теперь становится непререкаемой нормой.

Это заставляет задуматься, есть ли границы, за которыми терпимость не приносит личности гармонии и мира внутри? Эти рамки каждый устанавливает для себя самостоятельно, руководствуясь воспитанием, моралью, может быть Законом Божьим и законами общечеловеческими. Так что, вам есть о чем подумать!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Что такое ЛГБТ - как расшифровывается, что значит, а так же символика и цвета флага ЛГБТ движения Плюрализм - это инакомыслие, выражаемое в политической и других сферах (например, плюрализм мнений) Что такое великодушие и как развить в себе это качество Что такое права человека: мнение ООН и учёных Что такое милосердие и как развить в себе это качество Свобода - это то, что дается человеку по праву рождения Гуманный - это какой, что такое гуманность, кто такие гуманисты и каковы их отличительные черты Что такое любовь - 7 шагов ее рождения и 10 фактов о влюбленных Кто такой трансгендер и как люди ими становятся Что такое счастье и почему люди сами усложняют к нему путь

Впервые черты толерантной личности выделил Гордон Оллпорт. В 1954 году в своей работе «Природа предубеждения» он заложил методологические основы изучения толерантности как психологического феномена. Исследуя феномен предрассудков и разные аспекты предубеждений, Оллпорт выделил следующие черты толерантного человека:

высокая ментальная гибкость;

устойчивость к фрустрации;

аффилиативный взгляд на жизнь;

либеральные политические взгляды;

способность к эмпатии;

духовность;

чувстве юмора.

Среди современных исследователей также как и при определении понятия толерантности, нет единого мнения по вопросу об основных ее составляющих.

Так, Г.В.Безюлева, Г.М.Шеламова определяют такие компоненты толерантной личности как эмпатия, коммуникативная толерантность, критичность по отношению к себе, принятие себя и принятие других [Безюлева Г.В., Шеламова Г.М., 2003].

Рядом исследователей (Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д.) выделяются критерии толерантности, наблюдаемые в социальной среде: «взаимоуважение, равноправие, сохранение и развитие культуры, возможность следовать традициям, свобода вероисповедания, сотрудничество и солидарность в решении общих проблем, позитивная лексика» [Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д., 2002]. Данные критерии в целом свойственны принципам устройства демократического государства.

Экспериментально изучив половозрастные особенности толерантности у студентов-психологов, А.Ф.Филатова выделила следующие черты толерантной личности: расположенность к другим, снисходительность, терпение, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию [Филатова А.Ф., 2003].

Проведя экспериментальное исследование по формированию толерантности через групповые психологические технологии, Г.У.Солдатова и ее коллеги выделили следующие компоненты толерантности как интегративной характеристики личности: психологическую устойчивость, систему позитивных установок, комплекс индивидуальных качеств (эмпатия, альтруизм, миролюбие, веротерпимость, кооперация, сотрудничество, стремление к диалогу), систему личностных и групповых ценностей [Солдатова Г.У., 2003].

В рамках изучения проблемы психологической толерантности в системе образования исследователи Н.В.Вязовец, В.А.Лаврова на основании результатов экспериментального исследования толерантности у старшеклассников лицея выделили следующие доминирующие у толерантной личности качества: терпение, терпимость, умение владеть собой, гуманизм, доверие, любознательность, умение слушать, альтруизм, чуткость, чувство юмора, умение не осуждать других [ Вязовец Н.В., Лаврова В.А., 2003].

Один из ведущих отечественных исследователей проблематики толерантности, И.Б.Гриншпун, выделяет следующие ее компоненты:

когнитивный компонент, включающий возможность понимания «чужой системы конструктов» в содержательном и структурном плане;

волевой компонент, определяющийся сформированностью средств саморегуляции в ситуациях фрустрации;

поведенческий компонент, включающий поступки, направленные на установление контакта, избегание непродуктивных конфликтов или их продуктивное разрешение;

рефлексивный компонент, означающий способность к перестройке неадекватных установок, отношений и поступков .

На наш взгляд, основными психологическими составляющими толерантности являются: средний уровень тревожности, низкий уровень агрессивности и враждебности, умеренный уровень психической ригидности, эмоциональная устойчивость, высокий уровень эмпатии и общительности, доверие, открытость, принятие себя и принятие других . Рассмотрим данный симптомокомплекс толерантности более подробно.

Итак, одной из составляющих выделенного нами симптомокомплекса толерантности является низкий уровень тревожности человека.

Тревожность является одним из факторов регуляции развития личности, активности ее поведения и деятельности.

Рассматривая тревожность в контексте феномена толерантности, заметим, что человек, переживающий угрозу своему существованию, вряд ли будет проявлять толерантность по отношению к окружающим. Кроме того, личностная тревожность, характеризующаяся возбуждением, внутренним напряжением, скованностью, чувством личностной неадекватности, беспомощности, не может быть характерна для толерантной личности, ибо, ощущая собственную беспомощность, испытывая сильное психическое напряжение, индивид просто не способен быть терпимым к другим. Исходя из положения о том, что тревожность - это изначально присущее человеку состояние, в контексте проблематики толерантности, мы можем говорить об определенном диапазоне тревожности. Так, по нашему мнению, высокий уровень тревожности является характерным для интолерантного человека, а низкий и средний уровни тревожности свойственны толерантной личности.

Еще одной составляющей симптомокомплекса толерантности мы выделяем низкий уровень агрессивности и враждебности.

Агрессия всегда оценивается резко отрицательно как выражение насилия, культа грубой силы, антигуманизма. Враждебность отличается от агрессивности осознанием своей готовности действовать деструктивно. Исходя из понимания агрессивности как личностного качества, присущего каждому человеку (так называемая природная агрессивность), в контексте толерантности мы можем говорить о низком уровне агрессивности и враждебности, т.к. толерантность - это, прежде всего, способность человека воспринимать без агрессии и враждебности особенности поведения другого человека. Если индивид проявляет агрессивные действия по отношению к другому, то правомерно говорить об интолерантности, которая проявляется через неприятие другого, гнев, досаду, злость, враждебность и агрессивность. Следовательно, высокий уровень агрессивности и враждебности является характеристикой интолерантной личности. Для толерантного человека свойственен низкий уровень агрессивности и враждебности.

В симптомокомплексе, характеризующем толерантность, мы также выделяем эмоциональную устойчивость.

Исходя из критериев эмоциональной неустойчивости, выделенных Л.С.Славиной (повышенная обидчивость, упрямство, негативизм, тревожность, замкнутость) можно заключить, что все вышеуказанные критерии являются характерными для интолерантной личности. Эмоционально устойчивый человек, напротив, выдержан, эмоционально зрел, реалистически настроен, характеризуется постоянством интересов, не склонен к раздражительности, способен контролировать свои эмоции. Все эти черты позволяют человеку проявлять толерантность по отношению к окружающим.

В современной научной литературе существуют данные о том, что на эмоциональную устойчивость оказывает влияние уровень психической ригидности, которая выступает как посредник между объективными требованиями и изменениями в поведении личности и характеризует степень осознания требований и трудность их принятия и реализации. Этот факт может говорить о взаимосвязи эмоциональной устойчивости и психической ригидности личности. В связи с вышесказанным, считая эмоциональную устойчивость характеристикой толерантности, правомерно включить также и психическую ригидность в симптомокомплекс толерантного человека.

Психическая ригидность проявляется при психоэмоциональном напряжении или стрессе, вызывается тревогой, фрустрацией, страхом. Уровень ригидности человека обусловливается взаимодействием его личностных особенностей с характером среды.

По нашему мнению, для толерантного человека характерным является низкий и умеренный уровни ригидности, т.к. в таком случае индивид способен перестроить свою программу поведения в соответствии с требованиями ситуации, и не испытывает при этом трудностей. Для интолерантного человека характерно стереотипное поведение из-за его «неготовности» принять изменившуюся ситуацию. Толерантная личность изначально принимает вариативность событий и человеческих поступков, поэтому ее поведенческий репертуар достаточно многопланов. Если человек толерантен, то он осознает необходимость изменить самого себя, свое поведение, привычки ради достижения согласия и понимания с другим, «иным». Таким образом, в симптомокомплексе толерантности допустимым является низкий и умеренный уровни психической ригидности. Ригидность, проявляющаяся на высоком уровне, характерна для интолерантной личности.

Толерантность реализуется в общении. Общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми и определяется как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера» .

Сложный и многогранный процесс общения одновременно выступает и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как взаимное влияние людей друг на друга, и как отношение людей друг к другу. При общении людей друг с другом происходит неизбежное столкновение представлений, стремлений, интересов, жизненных установок, моральных и нравственных норм. Если в процессе общения достигается взаимопонимание, дружеское расположение друг к другу, то можно говорить о высоком уровне общительности человека. Напротив, личность, не способная предугадать поведение партнера по общению, наладить доверительные взаимоотношения, изменить свое собственное отношение к другому человеку и к миру, обладает низким уровнем общительности.

В процессе толерантного общения происходит понимание и "прочувствование" другого человека, принятие его таким, каков он есть, умение ставить себя на место другого и смотреть на ситуацию его глазами. По нашему мнению, толерантной личности свойственна такая личностная характеристика как общительность. Высокий уровень общительности регулирует поведение личности, делая возможными доверительные, открытые, толерантные отношения.

Одной из важнейших характеристик общения, по мнению Г.М. Андреевой (1997), является «эмпатийное восприятие человека человеком». Анализируя сферу общения, А.А. Бодалев (1979) одним из его условий успешности выделяет способность к эмпатическому переживанию. Ведущую роль эмпатии в общении также подчеркивают Б.Д. Парыгин (1971), Л.П. Буева (1968), А.В. Петровский (1996). В связи с тесной взаимосвязанностью данных понятий, в симптомокомплекс толерантности мы включаем также такую составляющую как эмпатия, аккумулирующая в себе способность человека переживать те же чувства, которые испытывает другой человек.

Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) - это «постижение эмоционального состояния, проникновение и вчувствование в переживания другого человека» .

Как видим, даже дословный перевод данного термина с греческого говорит о прямой связи эмпатии с толерантностью, т.к. эмпатия подразумевает понимание другого человека на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.

Люди с низким уровнем эмпатии равнодушно относятся к другим, эгоистичны, сосредоточены на себе, следовательно, интолерантны по отношению к окружающим.

Высокий уровень эмпатии проявляется в стремлении оказать помощь и поддержку другому человеку; желании разделить его радости и горести, успехи и неудачи, его внутренний мир, отличный от своего собственного; в умении строить открытые, доверительные, толерантные взаимоотношения между людьми. Высокий уровень эмпатии - это ведущий признак, характеризующий толерантную личность.

Таким образом, можно отметить, что на проявление толерантности оказывает влияние целый комплекс социокультурных факторов, прямо или опосредованно формирующих толерантность ребенка. Среди них семья, как реальный пример семейных приоритетов, отношений, ценностей. Значимы также образ жизни, ориентиры референтной группы, личные впечатления от отдельных людей, читаемые книги, средства массовой информации. Не менее важное влияние оказывают тендерные отличия и возрастные особенности. Существенны также влияния образовательной среды ребенка, несущей свои ценности, особую систему отношений. Немаловажны проявления толерантности самими педагогами. В проявлении толерантности педагогом большую роль играет стиль его общения с учащимися на разных этапах их возрастного развития.

Опишите признаки толерантной личности

1. Самосознание, понимание мотивации собственных поступков. Таким личностям свойственно анализировать свои сильные и слабые стороны. Когда случаются неприятности, им нет дела до обвинения в подобном окружающих. Они стремятся относиться к самим себе с излишней критичностью. Стоит отметить, что внутри каждого человека существуют «Я-идеальное» (то, каким вам хотелось быть) и «Я-реальное» (вы в настоящий момент). Так, у толерантного человека между этими двумя понятиями существует огромная разница, что означает то, что они, зачастую, не совпадают.

2. Таким личностям присуще ощущение безопасности, защищенности. Они не стремятся закрываться от социума, бежать от него.

3. Что касается ответственности, толерантные люди не перекладывают ее на других.

4. Им свойственно воспринимать окружающий мир в широком спектре красок, не разделяя людей на хороших и плохих.

5. Личная независимость, ориентирование, в первую очередь, на самого себя, как в размышлениях, так и в работе.

6. Толерантный человек способен прочувствовать душевное состояние другого. Ему не чуждо такое понятие, как эмпатия.

7. Посмеяться над собой? С легкостью. Он найдет в себе недостаток и обязательно посмеется над ним, заверив себя, что непременно найдет способ избавиться от этого изъяна

Какие качества присущи интолерантной личности

1. Интолерантному человеку трудно жить в согласии как с самим собой, так и с другими людьми. Он опасается своего социального окружения и даже себя, своих инстинктов. Над ним как бы нависает ощущение постоянной угрозы.

2. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он не властен над судьбой. Он убежден, например, что многие вещи объясняет астрология. Ему легче думать, что что-то совершается с ним, а не им. Интолерантные стремятся снять с себя ответственность за то, что происходит с ними и вокруг них. Эта особенность связана со стремлением во всем обвинять других и лежит в основе формирования предрассудков в отношении других групп - не я ненавижу и причиняю вред другим, это они ненавидят и причиняют мне вред.

3. Интолерантные личности делят мир на две части - черное и белое. Для них не существует полутонов, есть только два сорта людей - плохие и хорошие, только один правильный путь в жизни. Они делают акцент на различиях между «своей» и «чужой» группами. Они не могут относиться к чему-то нейтрально, все происходящее либо одобряют, либо нет.

4. Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия. Когда американских студентов просили назвать людей, которых они считают великими, интолерантные назвали имена лидеров, имевших власть и контроль над другими (Наполеон), в то время как для толерантных более свойственно называть артистов, ученых (Чаплин, Эйнштейн). Интолерантную личность устраивает жизнь в упорядоченном, авторитарном обществе с сильной властью. Интолерантный человек считает, что внешняя дисциплина чрезвычайно важна.

Упражнение «Черты терпимой личности» (Айя)

™ Выделить определенные черты терпимой личности;

™ Определить уровень проявления их у каждого участника.

Каждому участнику выдается бланк опросника «Черты терпимой личности»

Задание. Постройте данную таблицу у себя на листе бумаги. Далее в колонке «А» поставьте: «+ » напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены; «О» напротив тех трех черт, которые у Вас наименее выражены.

Затем в колонке «В» поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь.

Индивидуальная работа

Сейчас мы предлагаем составить характеристику ядра толерантной личности с точки зрения нашей группы в целом.

Поднимите руки те, кто отметил в колонке «В» первое качество (подсчет ведущим количества). Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).
Упражнение «Аплодисменты» (Сунгат)
Цель: - повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.
Необходимое время: 5 минут.



Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством (например: «Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть в большой теннис"» и др.). Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал. (Нужно составить список умений и качеств)

Упражнение «Памятка на «черный день» (Томи)

Оборудование: таблица-образец «Мои лучшие качества» для индивидуальной работы

Форма работы: индивидуальная, в кругу.

Подготовка. Нарисовать на доске таблицу. Мои лучшие качества

Мои лучшие качества ! Мои способности и таланты ! Мои достижения
У каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть, чем гордиться. Одним из хороших приемов повышения самочувствия в таких ситуациях является обращение к своим достоинствам, положительным характеристикам личности. Мы предлагаем составить вам памятку ваших достоинств, положительных характеристик личности.

Задание. Перенесите к себе на листки приведенную на доске таблицу и заполните самостоятельно ее графы следующим образом.

«Мои лучшие черты»: в эту колонку запишите черты или особенности своего характера, которые вам в себе нравятся и составляют вашу сильную сторону.

«Мои способности и таланты»: сюда запишите способности и таланты в любой сфере, которыми вы можете гордиться.

«Мои достижения»: в этой графе обозначьте свои достижения в любой области.

Индивидуальная самостоятельная работа

Упражнение «Правда или ложь» (Баян)
Оборудование: листы бумаги и ручки

Форма работы: индивидуальная, коллективная, в кругу.

Задание. Напишите три предложения, относящиеся лично к вам. Из этих трех фраз две должны быть правдивыми, а одна – нет.

Индивидуальная работа

Зачитайте ваши предложения. Задача остальных – определить, что из сказанного соответствует действительности, а что – нет.

Предоставить группе возможность ознакомится с 19 шагами к толерантности. Предложить им добавить по одному шагу.

Заключение. (Таня)

Задать вопросы участникам:

Считаете ли вы, что толерантность - одно из основных качеств современного человека?

Почему так важно быть толерантным?

Что нового вы узнали для себя?

Над чем заставило вас задуматься данное занятие? Есть ли у вас вопросы?

Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

™ На русском языке – терпимость, способность терпеть что-то или кого-то, быть снисходительным к чему-либо.

™ На английском языке – разрешение мнению личности существовать, не вмешиваясь в их дела и не ущемляя их.

™ На французском языке – отношения, допускающие, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

™ На китайском языке – способность позволять принимать, быть по отношению к другим великодушным.

™ На арабском языке – прощение, снисходительность, милосердие, мягкость, сострадание и терпение.

Черты толерантной личности.

1. Дружелюбие

2. Умение прощать обидчика

3. Терпение

4. Чувство юмора

5. Чуткость

6. Доверие

7. Способность помочь товарищу в трудную минуту

8. Терпимость к тому, что в твоем товарище не похоже на тебя

9. Умение контролировать свои слова и поступки

10. Доброжелательность

11. Любовь к животным

12. Любовь к людям

13. Умение слушать

14. Любознательность

15. Способность сочувствовать другому человеку

Шагов к толерантности

1 Наличие четкой цели.

2 Желание быть толерантным.

3 Стремление человека стать лучше. Постоянное саморазвитие (личностный рост).

4.Не осуждать.

5.Видеть шире: замечать мелочи и тонкости; замечать особенности ситуации;

6. Подключать интуицию и воображение.

7. Расширят свой круг общения.

8. Знакомиться с другими культурами (традициями): язык, рисунки, литература, архитектура, костюмы, кухня, музыка, танцы, песни.

9. Наблюдать.

10. Общаться с представителями других культур.

11. Улучшить самоконтроль.

12. Развить в себе умение молчать/слушать.

13. Менять места пребывания. Путешествовать (посещать другие места, ходить в гости).

14. Менять точки зрения.

16. Сопереживать.

17. Не зацикливаться.

18. Быть активным.

Статьи по теме