Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов. Преставление святого апостола и евангелиста иоанна богослова

Праздники, посвященные памяти святых, важны для верующих людей, так как верная молитва в такой день может спасти душу и помочь во многих ситуациях. Именно поэтому 9 октября важно вспомнить про день памяти Иоанна Богослова.

Иоанн Богослов — святой, который, согласно церковной традиции, считается одним из 12 апостолов Иисуса Христа. Этому святому посвящено несколько праздников — 21 мая, 13 июля и 9 октября. Последняя дата — день преставления Иоанна Богослова, когда апостол покинул земную юдоль.

Молитва Иоанну Богослову на церковнославянском языке:

О великий и всехвальный апостоле и евангелисте Иоанне Богослове, наперсниче Христов, теплый наш заступниче и скорый в скорбех помощниче! Умоли Господа Бога даровати нам оставление всех прегрешений наших, елико согрешихом от юности нашея, во всем житии нашем, делом, словом, помышлением и всеми нашими чувствы. Во исходе же душ наших помози нам, грешным, избавитися воздушных мытарств и вечнаго мучения, да твоим милостивным предстательством прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Через несколько дней после дня преставления Иоанна Богослова отмечается еще один важный праздник — . Покров символизирует победу над злом и силу заступничества небес, которые берегут праведных людей от зла. Желаем вам мира в душе, и если наша публикация оказалась для вас полезной, не забывайте нажимать на кнопки и

08.10.2018 03:14

Ежегодно христиане отмечают важное православное празднество - Покров Пресвятой Богородицы. Историю и значение этого праздника...

Во время празднования Крещения православные христиане набирают воду, которая обладает уникальными свойствами. В ночь с...

Дни памяти:
21 мая (8 мая по старому стилю) — день ежегодного исхождения на месте его погребения тонкого розового праха, исцелявшего от болезней;
13 июля (30 июня) — в день Собора святых славных и всехвальных двенадцати апостолов.
9 октября (26 сентября )– день преставления апостола Иоанна

В ЧЕМ ПОМОГАЕТ СВЯТОЙ АПОСТОЛ И ЕВАНГЕЛИСТ ИОАНН БОГОСЛОВ

Святой апостол и евангелист Иоанн- покровитель всех, кто занят в информационной сфере: издателей, писателей, работающих в сети Интернет.

Святой еще получил прозвище апостол любви, молитвы перед его иконой помогают найти хороших друзей, обрести крепкую семью и в дальнейшем охранять ее от ссор, конфликтов и от злых намерений других людей.

Апостолу Иоанне молятся рыбаки для защиты от несчастных случаев на воде и для хорошего улова.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ЖИТИЕ АПОСТОЛА ИОАННА БОГОСЛОВА

Святой апостол и евангелист Иоанн вместе со своим братом Иаковом пошел за Господом Иисусом Христом, когда Спаситель призвал их за собой на Геннисаретском озере. Братья оставили отчий дом и стали апостолами, учениками Христовыми, посвятив Ему свои жизни.

Иоанн не разлучался с Учителем, он был одним из приближенных к Иисусу учеников, был свидетелем многих Его чудес. Святой апостол стал одним из трех человек, которые стали свидетелями Преображения Господня на горе Фавор.

Ученик был с Иисусом Христом и тогда, когда Его схватили и вели на суд беззакония, шел за Ним по Его Крестному пути. Он был рядом, когда судьи допрашивали Господа, все это время сердце Иоанна было полно скорби. Плача вместе с Богоматерью у подножия Креста, Иоанне были сказаны слова Распятым Господом о своей Матери:

«Се Мати твоя» (Ин. 19, 26, 27).

После вознесения Христа, апостол Иоанн Богослов до самого Успения, находился в Иерусалиме, заботясь о Божией Матери, как преданный и любящий Ее сын.

После того, как Святая Мария оставила земную жизнь, апостолу Иоанну выпал жребий, согласно которому он должен был отправиться проповедовать Евангелие в Ефесе и в других Малоазийских городах.

Вместе со своим учеником Прохором, они сели на корабль, который попал в шторм и затонул. Все путешественники были спасены, кроме апостола Иоанна. Прохор сильно переживал, ведь он лишился своего наставника и духовного отца. В Ефес ему пришлось идти в одиночестве. Около двух недель Прохор шел по берегу моря, и вот однажды, он обнаружил лежащего у воды человека, в котором узнал своего наставника. Иоанн целых четырнадцать дней находился в открытом море, но остался жив, Бог сохранил ему жизнь.

После всех приключений, которые благополучно закончились, учитель и ученик, вместе направились в Ефес, где апостол рассказывал язычникам про Иисуса Христа. Число людей, которые начинали верить во Христа, увеличивалось, буквально с каждым денем, потому, что во время этих проповедей часто происходили чудеса, подтверждающие его слова о Спасителе.

В тоже время, по приказу императора Нерона (56 — 68 г.г.) начались гонения на людей, принявших христианскую веру. Апостола Иоанна схватили, и увезли в Рим на суд, там он был приговорен к смерти.
По приказу палачей, Иоанну дали выпить чашу с ядом, выпив смертельный напиток, он остался жив – Господь хранил Своего ученика.
Потом апостола бросили в котел, в котором находилось кипящее масло, но он продолжал жить.
После этих зверских испытаний Иоанн был выслан на остров Патмос (сейчас это греческий остров в Эгейском море), где и жил много лет.

На острове апостол Иоанн продолжал проповедовать христианское учение, которое привлекало местных жителей и опять на его проповедях происходили чудеса.
Из многочисленных идольских капищ с Божией помощью он изгонял бесов, вылечил многих больных. Местные колдуны-волхвы противостояли апостолу в его учении, но святой Иоанн с помощью Божией благодати, ниспосланной на него, разрушал все их бесовские ухищрения.

Однажды для того, чтобы пройти трехдневный пост, апостол Иоанн вместе Прохором отправились на пустынную гору. Когда они начали читать молитвы, загремел гром, гора задрожала, а Прохор от испуга упал на землю. Апостол Иоанн помог ему подняться, и велел записывать то, что он будет говорить.

«Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель» (Откр. 1, 8).

Такими словами через апостола говорил Святой Дух Божий, о тайнах судеб Церкви и конца мира, повелев, чтобы Иоанном была написана Книга о том, что он услышал. Так, примерно в 67 году, появилась на свет Книга Откровений (Апокалипсис).
Апостол Иоанн был четвертым человеком, написавшим Святое Евангелие, до него уже были написаны три Евангелия. Прочитав писания других евангелистов, он видит, что они благовествуют о воплощении Христовом, а о предвечном Его бытии не сказали ничего ясного и наглядного, поэтому апостол Иоанн возвещает о горнем рождении Христа. В своем Евангелии он разъяснил и прибавил то, что другие евангелисты сказали неясно или вообще умолчали.

Много лет находился в ссылке на острове апостол Иоанн, наконец, получив долгожданную свободу, он возвращается в Ефес, где продолжает обличать лжеучителей христианства и занимается просвещением людей, призывая любить Господа, и друг друга, тем самым исполняя Христовы заповеди.

В трех Посланиях, написанных Иоанном говорится о том, что такое любовь к своим ближним, что без любви люди не смогут стать ближе к Богу. За эти труды Церковь так говорила о Богослове Иоанне — «апостол любви «.

ПРЕСТАВЛЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА

Святой апостол Иоанн скончался, когда ему было почти сто пять лет, значительно пережив почти всех современников Иисуса Христа.

Когда у апостола Иоанна настало время отшествия к Богу, старец с семью учениками отправился за город. Он попросил их вырыть ему могилу в виде креста, в которую лег и велел, засыпать его землей. Ученики плакали, но побоявшись ослушаться своего учителя, накрыли его платом и выполнили просьбу. Узнав об этом другие ученики, пришли к месту захоронения Иоанна и начали раскапывать могилу, но ничего в ней не нашли.

Каждый год 21 мая (8 мая по старому стилю) из могилы апостола и богослова Иоанна выступал тонкий прах, исцелявший людей от болезней. В честь этого чуда Церковь еще и в этот день празднует память святого апостола Иоанна Богослова .

«Сыновья грома» — так называл Иисус Христос своего ученика Иоанна и его брата, указывая на их пылающую и жгучую форму христианской любви, которую проповедовал апостол Иоанн Богослов .

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем тя, апостоле Христов и Евангелисте Иоанне Богослове, и чтем болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове.

ВИДЕО

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии — дочери святого Иосифа Обручника. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван Господом нашим Иисусом Христом в число Своих учеников на Геннисаретском озере. Оставив своего отца, оба брата последовали за Господом.

Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. Святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя. Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: «Жено, се сын Твой» и к нему: «Се Мати твоя» (Ин. 19, 26, 27). С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима. После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потонул во время сильной бури. Все путешественники были выброшены на сушу, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошел в Ефес один. На четырнадцатый день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранял живым четырнадцать дней в морской глубине. Учитель и ученик отправились в Ефес, где апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем. В это время началось гонение на христиан императора Нерона (56 — 68). Апостола Иоанна отвели на суд в Рим. За исповедание веры в Господа Иисуса Христа апостол Иоанн был приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего избранника. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в который был брошен по приказанию мучителя. После этого апостола Иоанна сослали в заточение на остров Патмос, где он прожил много лет. По пути следования к месту ссылки апостол Иоанн совершил много чудес. На острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла к нему всех жителей острова, которых апостол Иоанн просветил светом Евангелия. Он изгнал многочисленных бесов из идольских капищ и исцелил великое множество больных. Волхвы различными бесовскими наваждениями оказывали большое сопротивление проповеди святого апостола. Особенно устрашал всех надменный волхв Кинопс, похвалявшийся тем, что доведет до гибели апостола. Но великий Иоанн — Сын Громов, как именовал его Сам Господь, силой действующей через него благодати Божией разрушил все ухищрения бесовские, на которые надеялся Кинопс, и гордый волхв бесславно погиб в морской пучине.

Апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где наложил на себя трехдневный пост. Во время молитвы апостола гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. «Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель» (Откр. 1, 8), — возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжал свою деятельность, поучая христиан остерегаться лжеучителей и их лжеучений. Около 95 года апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие. Он призывал всех христиан любить Господа и друг друга и этим исполнить заповеди Христовы. Апостолом любви именует Церковь святого Иоанна, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. В трех Посланиях, написанных апостолом Иоанном, говорится о значении любви к Богу и ближним. Уже в глубокой старости, узнав о юноше, совратившемся с пути истинного и сделавшемся предводителем шайки разбойников, апостол Иоанн пошел искать его в пустыню. Увидев святого старца, виновный стал скрываться, но апостол побежал за ним и умолял его остановиться, обещая грех юноши взять на себя, лишь бы тот покаялся и не губил своей души. Тронутый теплотой любви святого старца, юноша действительно покаялся и исправил свою жизнь.

Святой апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намного пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя.

Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли.

Каждый год из могилы святого апостола Иоанна 8-го мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись им от болезней. Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова еще и 8 мая.

Господь дал своему любимому ученику Иоанну и его брату имя «сынов грома» — вестника устрашающего в своей очистительной силе небесного огня. Этим самым Спаситель указывал на пламенный, огненный, жертвенный характер христианской любви, проповедником которой был апостол Иоанн Богослов. Орел — символ высокого парения Богословской мысли — иконографический знак евангелиста Иоанна Богослова. Наименование Богослова Святая Церковь дала из учеников Христовых только святому Иоанну, тайнозрителю Судеб Божиих.

Иоанн Богослов , или Иоанн Зеведеев , – один из Двенадцати апостолов. В христианской традиции является автором своего Евангелия, Книги Откровения и трех посланий, которые вошли в Новый Завет.

День апостола Иоанна Богослова отмечается в православных и лютеранских, а также в некоторых протестантских церквях. Память апостола Иоанна в православии согласно юлианскому календарю – 8 (21) мая, 30 июня (празднуется Собор Двенадцати апостолов), 26 сентября (преставление). А в Католической церкви и других церквях запада – 27 декабря.

В Откровении Иоанна Богослова говорится о 4-х животных, которые находятся у трона Бога на небесах и постоянно восхваляют Господа. Они походят на льва, быка, орла, а у четвертого – лицо человека. В связи с этим каждый из 4-х авторов Евангелия получил в христианской традиции свой символ, часто изображаемый на картинах. Символом апостола Иоанна стал орел.

В Новом Завете

Святой апостол и создатель Евангелия Иоанн Богослов родился в семье Зеведея и Саломии. По преданию, Зеведея – дочь святого . О ней упомянуто среди жен, которые служили своим имуществом Господу. Апостол Иаков – его старший брат. Простой рыбак, стал одним из учеников Иисуса Христа на Генисаретском озере: на озере оба брата оставили Зеведея, отца своего, в лодке и отправились за Христом (Мф. 4:21; Мк. 1:19).

В Евангелиях братьев Иакова и Иоанна называют сыновьями Зеведеевыми, беря за основу имя их отца; евангелист Марк это также подтвердил (Мк. 3:17). Иисус называл братьев Боанергес (арамейское слово, которое расшифровывается в Новом Завете как «сыновья грома») за их порывистый характер, который в полной мере проявился, когда:

  • Иаков и Иоанн попросили Христа разрешить им низвести огонь с неба, который сжег бы самарянское селение (Лк. 9:54);
  • Иаков и Иоанн просят Иисуса Христа разрешить им воссесть слева и справа от Него в Царстве Небесном во славе Его (Мк. 10:35-37). Они сказали, что могут пить чашу, которую пьет Иисус, и креститься Его крещением. Это все разозлило остальных 10 учеников.
  • Согласно евангельским повествованиям, Иоанн вместе со своим старшим братом Иаковом, были в близких отношениях с апостолом Петром и вместе с апостолом Петром являлись учениками, которые были приближены Господом. Они втроем стали очевидцем воскрешения дочери Иаира (Мк. 5:37; Лк. 8:51), и лишь им Иисус позволил стать свидетелями своего Преображения (Мф. 17:1; Мк. 9:2; Лк. 9:28) и Гефсиманского моления (Мк. 14:33).

    На Кресте Иисус попросил Иоанна опекать Свою Мать – Деву Марию.

    Об Иоанне было упомянуто в списках апостолов в Евангелии от Матфея (Мф. 10:2), от Марка (Мк. 3:17), от Луки (Лк. 6:14), а также в Деяниях Апостолов (Деян. 1:13).

    Писания апостола в Новом Завете

    По традиции апостолу приписывают создание 5-ти книг Нового Завета:
    1. Евангелие от Иоанна
    2. Первое послание Иоанна
    3. Второе послание Иоанна
    4. Третье послание Иоанна
    5. Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).

    Имя Иоанн Богослов апостол получил, потому что Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна назвали Словом Божьим.

    Дальнейшая жизнь

    О последующей жизни апостола можно узнать только из церковных преданий.

    Миссионерский путь
    В предании описывается, что после Успения Матери Божией апостол Иоанну выпал жребий, и он пошел в Эфес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия. Его сопровождал его ученик Прохор.

    В Эфесе апостол Иоанн не переставал проповедовать язычникам о Христе. И его проповедь сопровождали многочисленные и великие чудеса, поэтому количество уверовавших постоянно возрастало.

    Когда император Нерон начал гонения на христиан, апостола Иоанна отвели в узах на суд в Рим и приговорили к смертной казни за проповедь своей пламенной веры в Иисуса Христа. Однако, осушив предложенную ему чашу со смертельным ядом, он не погиб. И из котла с кипящим маслом он выбрался совершенно невредимым. После несостоявшейся казни апостола сослали в заточение на остров Патмос, где он жил еще много лет.

    В ссылке на о. Патмос
    Житие гласит, что когда Иоанн явился на остров Патмос, его проповедь и творимые им чудеса привлекли к нему всех жителей острова: он практически каждого из них обратил в Христианство, изгнал бесов из языческих храмов и исцелил множество больных.

    На острове Патмос апостол Иоанн, взяв с собой своего ученика Прохора, ушел на пустынную гору и читал там молитву в течение 3-х дней, а также держал пост. После этого пещера, в которой они проживали, начала колебаться и загремел гром. В страхе Прохор кинулся на землю. Апостол поднял его и сказал записать его последующие слова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…» . В течение 2-х дней и 6-и часов Прохор осуществлял запись Евангелия, которое было даровано апостолу. После того, как Иоанн и Прохор пришли в селение, Евангелие переписали и распространили по острову. Некоторое время спустя Иоанн снова удалился в пещеру, где провел 10 дней без еды в молитве. Когда он уже хотел выйти из пещеры, глас ему сказал: «Иоанн, Иоанн!» Апостол откликнулся ему: «что, Господи!» И сказано: «сотвори в пещере другие десять дней и откроются тебе многие и великие тайны в месте этом». Иоанн послушался и провел еще десять дней в пещере, молясь и ничего не ев. И тогда увидел великие силы, и ангела Божия, который разъяснил ему все, что он видел и слышал. После этого он позвал Прохора и сказал ему: «то, что услышишь из уст моих, запиши на бумагу».

    Возвращение
    Когда прошла длительная ссылка на острове Патмос, апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Эфес. Там он продолжил учить христиан беречься от возникающих ересей. Когда ему было где-то от 85 до 95 лет, апостол Иоанн в Эфесе решил записать Евангелие. Он завещал всем христианам любить Господа и друг друга. Таким образом они исполняли закон Иисуса Христа. Святой Иоанн – Апостол любви, так как он учил, что без любви человек не станет ближе к Богу и не угодит Ему. В 3-х своих Посланиях апостол Иоанн проповедует любовь к Богу и ближним, сам являясь для окружающих примером любви.

    О годах жизни апостола Иоанна можно сказать лишь приблизительно. Церковь говорит, что распятие Христа он видел в 16 лет, а ушел в мир иной он в 100-ом году, являясь единственным живым апостолом, который видел Иисуса Христа во время Его земной жизни. То есть жил он где-то с 17 до 100 гг. н.э.

    Всех других апостолов в это время уже постигла мученическая смерть. Вся христианская церковь очень почитала апостола Иоанна, поскольку он был тайнозрителем судеб Божиих. На иконах святой апостол Иоанн изображен с орлом, который символизирует высокое парение его богословской мысли.

    В письменном виде о личности Иоанна Богослова писал и его ученик Игнатий Богоносец, который являлся третьим епископом Антиохийским по апостоле Петре и Еводе и был отдан на растерзание львам 20 декабря 107 года в Риме.

    Считается, что последним человеком, который видел живого Христа был именно Игнатий Богоносец, который на 7 лет пережил Иоанна Богослова. По преданию, свое прозвище он получил потому, что Иисус брал его еще ребенком на руки (Евангелие от Матфея, 18:2-5).

    Воскрешение мертвых апостолом

    Согласно житию апостола, имели место следующие случаи воскрешения им из мертвых:

  • в Эфесе апостол Иоанн со своим учеником Прохором служили в бане. Как-то раз там умер юноша по имени Домн. Узнав об этом, его отец Диоскорид умер от горя. Хозяйка бани вину в смерти юноши перенесла на Иоанна и угрожала его убить. Молитвами апостол Иоанн вернул к жизни юношу, а потом его отца.
  • во время чествования богини Артемиды апостол Иоанн высказал язычникам обвинения в поклонении идолам, и за это толпа забросала его камнями. Своей молитвой Иоанн вызвал невыносимую жару, из-за чего погибло до 200 человек. Те, кто остались в живых, умоляли Иоанна их помиловать, и апостол воскресил всех умерших, которые впоследствии приняли крещение.
  • в Риме апостола Иоанна судили и отправили в изгнание на остров Патмос. На судне плыли царские вельможи, и сын одного из них во время игры упал в море и утонул. Вельможи умоляли Иоанна помочь им, но он отказал, потому что он чтили языческих богов. Однако с утра, пожалев их, Иоанн вознес молитву Богу, и волна выбросила юношу на корабль.
  • на острове Патмос проживал волхв Кинопс, который беседовал с нечистыми духами. Местные жители поклонялись ему как божеству. Когда апостол Иоанн стал говорить о Христе, жители острова попросили волхва Кинопса отомстить Иоанну. Апостол молитвой разоблачил бесовство Кинопса, и море поглотило волхва. Народ, почитавший Кинопса, трое суток ожидал его у моря, страдая от голода и жажды. При этом умерло трое детей. Апостол Иоанн молитвой исцелил больных и воскресил умерших.
  • спустя 3 года апостол Иоанн пошел проповедовать в другой город острова, где исцелял больных, и вернул к жизни сына жреца, который умер в бане.
  • 9 октября мы чтим память апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси, и за богослужением звучат тропари: «Апостоле Христу Богу возлюбленне, ускори избавити люди безответны, приемлет тя припадающа, иже падша на перси приемый: Егоже моли, Богослове, и належащую мглу языков разгнати, прося нам мира и велия милости», «Апостольских преданий ревнителя и Христовы Церкве пастыря добраго, душу свою за овцы положившаго, жребием Божиим избраннаго Всероссийскаго патриарха Тихона восхвалим и к нему с верою и упованием возопиим: предстательством святительским ко Господу Церковь Русскую в тишине соблюди, расточенная чада ея во едино стадо собери, отступившия от правыя веры к покаянию обрати, страну нашу от междоусобныя брани сохрани и мир Божий людем испроси».

    «Апостолом любви» именует святая Церковь Иоанна Богослова. Он был одним из 12-ти апостолов и евангелистом. Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов был сын Зеведея и Саломии, дочери Иосифа Обручника. Он призван был на проповедь Евангелия от рыбарских сетей вместе со своим братом Иаковом И оба брата тут же последовали за Господом.

    Апостол Иоанн был особенно любим Иисусом Христом. Всюду Иоанн, как возлюбленный ученик, неотлучен был от Христа. А как любил его Христос, это видно из того, что Иоанн возлежал на персях Его на Тайной Вечери.

    Вместе с апостолами Иаковом и Петром он был свидетелем Преображения Иисуса Христа. Он присутствовал и во время крестных страданий Господа. Перед своей смертью Иисус Христос поручил Иоанну заботиться о Пресвятой Богородице, Которой апостол служил вплоть до Её Успения, не отлучаясь из Иерусалима.

    После апостол Иоанн направился в малоазийский город Ефес, проповедовать в котором ему выпало по жребию. Во времена гонения Нерона святой Иоанн был приговорен к ссылке на остров Патмос в Эгейском море. Здесь вместе со своим учеником Прохором апостол провел несколько лет. На Патмосе Иоанном было написано “Откровение” (Апокалипсис), в котором раскрыты тайны судеб мира.
    По возвращению в Ефес апостол Иоанн написал Евангелие. В Новом Завете ему также принадлежат ещё три послания, в которых он проповедует любовь к Богу и ближним. Прожив более ста лет, Иоанн просил учеников своих похоронить его. Раскрыв спустя некоторое время могилу апостола, ученики не нашли его тела, таинственным образом взятого Господом.

    Вот что говорил об апостоле Иоанне Богослове святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Так возвеличена, обессмертствована и обожена природа человеческая в лице апостола Иоанна, такой громогласный, премудрый, божественный Богослов и учитель веры истинной дан человечеству в лице возлюбленного апостола Иоанна. Его божественное, чудное, исполненное божественной простоты и величия Евангелие проникло во все концы мира; научило и научает все народы, принявшие веру Христову, истинному, душепитательному и душеспасительному Богословию».

    В этот день мы также празднуем прославление Тихона Патриарха Московского и всея России.

    Он был избран Патриархом Московским и всеи в 1917 году Собором Русской Церкви. Это был первый Патриарх со времен Петра I. Он резко осудил октябрьскую революцию и декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», призывал к борьбе с большевиками. Здоровье святейшего было подорвано гонениями, обрушившимися на Русскую Церковь, и в 1925 году он скончался.

    Великий подвижник Церкви, наш земляк архимандрит Иоанн (Крестьянкин) связывает воедино эти два великих имени: «Святая Церковь празднует память апостола и евангелиста Иоанна Богослова три раза в году, и память о нем всегда неизменно согревает души наши. Но вот Промысел Божий властно поставляет рядом с апостолом любви еще одного своего избранника — Первосвятителя, Патриарха Московского и всея России Тихона. Прославление Первосвятителя, состоявшееся именно в этот день, и память о нем, ожившая обретением нетленных его мощей, вливаются в мощный поток церковной памяти, хранящей волей Божией предания о каждом человеке, жившем Богом, жившем Церковью, и особо поставляющей на свещнице праздников церковных имена тех, кто во всей полноте исполнили жизнью своей волю Божию и учение Божие».

    Преставление святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова празднуется 9 октября по новому стилю.

    Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии - дочери святого Иосифа Обручника. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван Господом нашим Иисусом Христом в число Своих учеников на Геннисаретском озере. Оставив своего отца, оба брата последовали за Господом.

    Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. Святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя. Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: "Жено, се сын Твой" и к нему: "Се Мати твоя". С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима.

    После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потонул во время сильной бури. Все путешественники были выброшены на сушу, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошел в Ефес один.

    На четырнадцатый день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранял живым четырнадцать дней в морской глубине. Учитель и ученик отправились в Ефес, где апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем.

    Житие Иоанна Богослова вполне естественным образом сделало его покровителем всех, кто имеет отношение к книгам и книгоиздательству. Кроме писателей, редакторов, издателей, книгопечатников своим покровителем его считают продавцы книг и работники бумажной промышленности.

    Кроме того, считается что молитва, вознесенная святому апостолу Иоанну Богослову, спасает от отравления, ведь и сам Апостол Иоанн, вызванный в Рим императором Домицианом, принял яд, который на него не подействовал

    Святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси (прославление - 1989)

    Василий Иванович Белавин (будущий Патриарх Московский и всея Руси) родился 19 января 1865 года в селе Клин Торопецкого уезда Псковской губернии, в благочестивой семье священника с патриархальным укладом. Дети помогали родителям по хозяйству, ходили за скотиной, всё умели делать своими руками.

    В девять лет Василий поступает в Торопецкое Духовное училище, а в 1878 году, по окончании, покидает родительский дом, чтобы продолжить образование в Псковской семинарии. Василий был доброго нрава, скромный и приветливый, учёба давалась ему легко, и он с радостью помогал однокурсникам, которые прозвали его «архиереем». Закончив семинарию одним из лучших учеников, Василий успешно сдал экзамены в Петербургскую Духовную академию в 1884 году. И новое уважительное прозвище — Патриарх, полученное им от академических друзей и оказавшееся провидческим, говорит об образе его жизни в то время.

    В 1888 году, закончив академию 23-летним кандидатом богословия, он возвращается в Псков и три года преподает в родной семинарии. В 26 лет, после серьёзных раздумий, он делает первый свой шаг за Господом на крест, преклонив волю под три высоких монашеских обета — девства, нищеты и послушания. 14 декабря 1891 года он принимает постриг с именем Тихон, в честь святителя Тихона Задонского, на следующий день его рукополагают в иеродиакона, и вскоре — в иеромонаха.

    В 1892 году о. Тихона переводят инспектором в Холмскую Духовную семинарию, где скоро он становится ректором в сане архимандрита. А 19 октября 1899 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония его во епископа Люблинского с назначением викарием Холмско-Варшавской епархии.

    Только год пробыл святитель Тихон на своей первой кафедре, но, когда пришёл указ о его переводе, город наполнился плачем — плакали православные, плакали униаты и католики, которых тоже было много на Холмщине. Город собрался на вокзал провожать так мало у них послужившего, но так много ими возлюбленного архипастыря. Народ силой пытался удержать отъезжающего владыку, сняв поездную обслугу, а многие и просто легли на полотно железной дороги, не давая возможности увезти от них драгоценную жемчужину — православного архиерея. И только сердечное обращение самого владыки успокоило народ. И такие проводы окружали святителя всю его жизнь. Плакала православная Америка, где и поныне его именуют Апостолом Православия, где он в течение семи лет мудро руководил паствой: преодолевая тысячи миль, посещал труднодоступные и отдалённые приходы, помогал обустраивать их духовную жизнь, возводил новые храмы, среди которых — величественный Свято-Никольский собор в Нью-Йорке. Его паства в Америке возросла до четырехсот тысяч: русские и сербы, греки и арабы, обращённые из униатства словаки и русины, коренные жители — креолы, индейцы, алеуты и эскимосы.

    Возглавляя в течение семи лет древнюю Ярославскую кафедру по возвращении из Америки, святитель Тихон верхом на лошади, пешком или на лодке добирался в глухие села, посещал монастыри и уездные города, приводил церковную жизнь в состояние духовной сплоченности.

    С 1914 года по 1917 год он управляет Виленской и Литовской кафедрой. В Первую мировую войну, когда немцы были уже под стенами Вильно, он вывозит в Москву мощи Виленских мучеников, другие святыни и, возвратившись в ещё не занятые врагом земли, служит в переполненных храмах, обходит лазареты, благословляет и напутствует уходящие защищать Отечество войска.

    Незадолго до своей кончины святой Иоанн Кронштадтский в одной из бесед со святителем Тихоном сказал ему: «Теперь, Владыко, садитесь Вы на мое место, а я пойду отдохну».

    Спустя несколько лет пророчество старца сбылось, когда митрополит Московский Тихон жребием был избран Патриархом. В России было смутное время, и на открывшемся 15 августа 1917 года Соборе Русской Православной Церкви был поднят вопрос о восстановлении патриаршества на Руси. Мнение народа на нём выразили крестьяне: «У нас больше нет Царя, нет отца, которого мы любили; Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим Патриарха».

    Время было такое, когда всех охватила тревога за будущее, когда ожила и разрасталась злоба и смертельный голод заглянул в лицо трудовому люду, страх перед грабежом и насилием проник в дома и храмы. Предчувствие всеобщего надвигающегося хаоса и царства антихриста объяло Русь. И под гром орудий, под стрекот пулеметов поставляется Божией рукой на Патриарший престол Первосвятитель Тихон, чтобы взойти на свою Голгофу и стать святым Патриархом-мучеником. Он горел в огне духовной муки ежечасно и терзался вопросами: «Доколе можно уступать безбожной власти?» Где грань, когда благо Церкви он обязан поставить выше благополучия своего народа, выше человеческой жизни, притом не своей, но жизни верных ему православных чад. О своей жизни, о своем будущем он уже совсем не думал. Он сам был готов на гибель ежедневно. «Пусть имя мое погибнет в истории, только бы Церкви была польза», — говорил он, идя вослед за своим Божественным Учителем до конца.

    Как слёзно плачет новый Патриарх пред Господом за свой народ, Церковь Божию: «Господи, сыны Российские оставили Завет Твой, разрушили жертвенники Твои, стреляли по храмовым и Кремлевским святыням, избивали священников Твоих...» Он призывает русских людей очистить сердца покаянием и молитвой, воскресить «в годину Великого посещения Божия в нынешнем подвиге православного русского народа светлые незабвенные дела благочестивых предков».

    Для подъёма в народе религиозного чувства по его благословению устраивались грандиозные крестные ходы, в которых неизменно принимал участие Святейший. Безбоязненно служил он в храмах Москвы, Петрограда, Ярославля и других городов, укрепляя духовную паству. Когда под предлогом помощи голодающим была предпринята попытка разгрома Церкви, Патриарх Тихон, благословив жертвовать церковные ценности, выступил против посягательств на святыни и народное достояние. В результате он был арестован и с 16 мая 1922 года по июнь 1923 года находился в заточении.

    Власти не сломили святителя и были вынуждены выпустить его, однако стали следить за каждым его шагом. 12 июня 1919 года и 9 декабря 1923 года были предприняты попытки убийства, при втором покушении мученически погиб келейник Святейшего Яков Полозов. Несмотря на гонения, святитель Тихон продолжал принимать народ в Донском монастыре, где он уединённо жил, и люди шли нескончаемым потоком, приезжая часто издалека или пешком преодолевая тысячи верст.

    Последний мучительный год своей жизни он, преследуемый и больной, неизменно служил по воскресным и праздничным дням. 23 марта 1925 года он совершил последнюю Божественную литургию в церкви Большого Вознесения, а в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы почил о Господе с молитвой на устах.

    Прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, произошло на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года, в день преставления Апостола Иоанна Богослова, и многие видят в этом Промысл Божий. «Дети, любите друг друга! — говорит в последней проповеди Апостол Иоанн. — Это заповедь Господня, если соблюдете её, то и довольно».

    В унисон звучат последние слова Патриарха Тихона: «Чадца мои! Все православные русские люди! Все христиане! Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!»

    Прошло 67 лет со дня кончины святителя Тихона, и Господь даровал России святые его мощи в укрепление её на предлежащие трудные времена. Покоятся они в большом соборе Донского монастыря.

    Статьи по теме